Год назад поклонники мира волшебников смогли увидеть своих любимых героев глазами создателей фильма. Неудивительно, что в роли профессора Снейпа предстал во всем величии своего магического мастерства знаменитый английский актер Алан Рикмэн. На момент съемок Рикмэну было пятьдесят шесть лет, играл он человека на двадцать лет моложе себя, а за его плечами к тому времени было уже больше двух десятков ролей в кино, работа в театре и режиссерский дебют.
Алан Рикмэн родился 21 февраля 1946 года в Великобритании, в лондонском районе Хаммерсмит. Его мать была родом из Уэльса, а отец - из Ирландии. Алан закончил Королевский колледж искусств в Лондоне, а затем - академию драматического искусства, после чего работал в Королевской Шекспировской труппе.
Его дебют состоялся в 1978 году, когда он исполнил роль Тибальта в телеверсии "Ромео и Джульетты". В течение долгого времени он работал на британском телевидении, где и снискал всенародную известность и славу, снимаясь в сериалах. Впрочем, даже будучи известным киноактером, увенчанным различными премиями, званиями и номинациями, он продолжал работу на телевидении, в частности, это были "Падшие ангелы" (1993), "Распутин" (1996) и другие.
Актер с классическим образованием и интеллигентным выговором был словно рожден для разноплановых ролей, но практически все его герои - умные, вежливые, по-английски сдержанные и даже немного надменные. Отчасти он сам похож на своих героев, в том числе и на комедийных. Как многие актеры, Рикмэн недолюбливает журналистов. Он признается, что у него несносный характер, а в разговоре тщательно подбирает слова и дает понять, что он не испытывает восторга от того, что приходится говорить о себе.
В кино он блестяще дебютировал в 1988 году в боевике "Крепкий орешек", сыграв роль главного террориста Ганса Грубера. Впрочем, ролями злодеев Алану Рикмэну остается только гордиться - чего стоит его шериф Ноттингемский из кинофильма "Робин Гуд, принц воров" (1991)! Но на самом деле его актерский диапазон не замыкается в рамки отрицательных героев - и в драматических ролях актер выглядит очень впечатляюще, например, в фильмах "Разум и чувства" (1995) и "Майкл Коллинз" (1996). Работа в этих картинах принесла ему признание критиков и две номинации Британской киноакадемии.
В картине тайваньского режиссера Анга Ли "Разум и чувства" Рикмэн сыграл главную мужскую роль - полковника Брэндона, человека честного и волевого, которого судьба сводит с главными героинями фильма - сестрами, которых сыграли Эмма Томпсон и Кейт Уинслет. Фильм "Майкл Коллинз" стал победителем на Венецианском кинофестивале, а также был удостоен "Золотого льва" в двух номинациях: "Лучший фильм" и "Лучший актер". Это талантливый фильм о человеке, чья храбрость и преданность своему народу изменили историю его страны - Ирландии - и сделали его имя легендой. Алан Рикмэн сыграл здесь одну из эпизодических ролей. Кроме него, в создании фильма была занята замечательная творческая бригада, включающая лауреатов и номинантов премии "Оскар".
Алан Рикмэн и сам не обделен наградами и благосклонностью критиков. Так, роли в "Закрой мои глаза" и "Верно, безумно, глубоко" принесли ему в Англии награду "Актер года". Среди других киноролей Рикмэна можно назвать "Боб Робертс", "Ужасно большое приключение" и "Месмер".
В 1999 году вышел фильм "В поисках галактики", о котором говорили, что это "самая остроумная комедия года". В ней рассказывается о том, как актеры некогда популярнейшего фантастического сериала "В поисках галактики" остались без работы и были вынуждены ездить по всей Америке, выступая на встречах с поклонниками за гроши. Дела у бывших звезд обстояли весьма плохо, пока однажды на один из таких "творческих вечеров" не заглянули самые настоящие инопланетяне. Как выяснилось, пришельцы были давно убеждены, что несчастные актеры - истинные борцы со вселенским злом, и именно от них зависит судьба галактики! Теперь актерам предстоит вернуть свой "звездный статус" в реальной схватке с космическими злодеями. Вместе с Рикмэном вселенскому злу в этой картине противостоят Тим Аллен и, конечно, героиня войн с межпланетными чудовищами Сигурни Уивер.
В том же году на экранах появляется "Догма" - фильм, вызвавший довольно бурную и противоречивую реакцию у зрителей. Алан Рикмэн играет Метатрона, ангела, который служит Гласом Божьим и должен нанести очень важный визит на Землю, когда человечеству угрожает опасность. В фильме он появляется из огненного смерча, и ему не по душе, что главная героиня пытается его загасить из огнетушителя. Метатрон обладает обширными познаниями и сверхъестественными способностями. Рикмэн наполняет образ Метатрона изысканной усталостью от вечной жизни, такими качествами как самообладание и знание своей цены, что вместе производит величественный и комический эффект одновременно. Режиссер Кевин Смит говорит: "Алан Рикмэн - высочайший класс в этом фильме, он придает ему видимость достоверности. И с его стороны было действительно по-мужски таскать эти крылья весом в сто фунтов!"
Кстати, Алан Рикмэн начинал свою карьеру как художник-дизайнер. Он всегда импровизирует на съемках и старается принять участие в создании костюмов и причесок своих героев. С самого начала Рикмэн увидел свой персонаж с длинными волосами и в блестящем костюме в обтяжку - надменного кумира с огромным самомнением и огромной аудиторией поклонников. Таким он и предстал перед зрителями.
В 2001 году на экраны вышел следующий фильма с участием Алана Рикмэна - "Английский цирюльник". В основе сюжета фильма - проведение Национального первенства парикмахеров, и главного цирюльника фильма играл именно Рикмэн. Эта комедийная мелодрама Падди Бретнака -о коварстве, позоре и клевете. Поначалу герою не везет - от него уходит жена, и от переживаний он бросает любимую работу. Но, когда приходит час доказать, кому принадлежит пальма первенства в парикмахерском искусстве, тщеславие и безжалостная гонка за титулами станут жестоким испытанием для крепкой дружбы и настоящей любви.
Известно, что мистер Рикмэн - актер, богато одаренный от природы. Но при этом он отшлифовывал свой дар годами и знает, как им пользоваться. Он не строит страдальческих лиц, не жонглирует бровями, как французские актеры, не изгибает без конца рот в тонкой усмешке. И вообще, ему достаточно буквально секунд экранного времени, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, кто главный на съемочной площадке. |