Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

СТАТЬИ О КИНО


30.04.07

Историческое становление русского киноискусства

Современный кинематограф: красочный и насыщенный спецэффектами, озвученный на новейших студиях и имеющий головокружительный успех, вот то, к чему привыкли мы - жители 21 века. Кинофильмы, в коих калейдоскопом меняются времена и события, принимают участие тысячи актеров. Премьеры, чьи анонсы пестрят на обложках цветных журналов и рекламных щитах, сменяя один другого с такой быстротой, что не всегда поймешь, какая именно является событием месяца и стоит просмотра. Все эти постулаты современного кино, зачастую лишенные смысловой нагрузки, заставляют нас забывать о том, что российское кино всегда выделялось из череды однодневных кинооткрытий западного образца. И даже учитывая то, что просмотры кинофильмов составляют не малую часть досуга молодежи, собирающей работы известных кинорежиссеров и следящей за новинками киноискусства, стоит знать историю российского кино и то, как все начиналось.

На стыке веков
Именно так хочется начать рассказ о кинематографе России. Потому как непосредственно в 1895 году началось его заметное развитие, связанное, в большей мере, с показом братьями Люмьер кинофильма « Прибытие поезда». Имела ли данная работа успех привычного нам масштаба? И каков был кассовый сбор, судить по современным меркам сложно. Но то, что его демонстрация определила дальнейшие жанры и приемы, виды и темы, известно без всяких доказательств. В России начали снимать игровое и научно-популярное кино, а, немногим позже, и документальное. Модные в то время мелодрамы и кинокомедии вызывали не поддельный смех и слезы. А многотысячные обитатели капли воды, показанные в фильме биолога Владимира Лебедева, интересны были, как оказалось, широкой публике.
Появившаяся возможность наблюдения за недоступными глазу явлениями природы, жизнью животных и птиц, миром обитателей моря и повадками насекомых, перевело неигровое кино из разряда научного в познавательно- интересное.

Научно-популярный кинематограф России
Вместе с возможностями соединять камеру с микроскопом использовалась в то время и возможность съемки сжатыми и растянутыми темпами, что помогало анализировать движение явлений. Так, к примеру, при помощи цейтраферной (сверхзамедленной) съемке удавалось в течение нескольких минут показать процессы длящиеся днями, а иногда и месяцами. Появился в то время и способ графического (объемного и анимационного) моделирования объектов.
В русском кино впервые этот способ применили в 1911 году Николай Баклин и Владимир Старевич в своем фильме « Электрический телеграф».
Подобная методика послужила в дальнейшем развитию искусствоведческого, научно-просветительного фильма. И привела в творческую лабораторию художников и писателей. А в начале тридцатых годов, с организацией в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске треста "Союзтехфильм", был начат выпуск инструктивных и учебных фильмов нацеленных на школы и высшие учебные заведения. И только спустя десятилетие техфильмы получили название научно-популярные и были перемещены их аудиторий в кинотеатры.

Художественное игровое кино России
Десятки костюмированных постановок с описание исторических событий были сделаны в первые годы освоения кинематографа.
Яркие киноиллюстрации с характерными сюжетами и названиями, зачастую примитивные, выражали художественную традицию и национальный колорит того времени. «Ухарь-купец» (1909), «Эпизод из жизни Дмитрия Донского» (1909), «Княжна Тараканова» (1910) - по праву могут быть названы первыми работами российских кинематографистов.
Но что же являлось причиной выбора сюжета киноработ того времени?
Описывая раннее русское кино отметить стоит то, что ориентировалось оно всегда на высокое искусство. А мастера театральной и художественной
«национальной» школы разрабатывали его жанры.
Так в частности историческое направление было дано кинематографу Константином Маковским, Василием Верещагиным и Виктором Васнецовым. А образы произведений классической литературы передавались как пионерами кинематографии Петром Чардыниным и Василием Гончаровым, так и мастерами более позднего периода Александром Ивановским и Александром Саниным. Именно благодаря их творческой фантазии в киноработах того времени были созданы образы произведений Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Толстого. Появившееся в то время понятие « русский стиль» отражалось работами Дранкова и Ханжонкова в постановках, посвященных 300-летию Дома Романовых. Внесла свои коррективы развития кинематографа и Великая Октябрьская революция, а подписанный В.И Лениным в августе 1919 года декрет «О национализации кинопромышленности» стал началом советской кинематографии. Не упомянуть об этом не возможно хотя бы по той причине, что именно советский кинематограф воспитал таких метров этого искусства как: Всеволод Илларионович Пудовкин и Сергей Михайлович Эйзенштейн, которые в последствии прославили на весь мир художественную киношколу России. А кинолента «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна стала киноклассикой революционного времени. Также вошли в историю драматические кинофильмы Протазанова и Райзмана, революционные драмы Роома, первые комедии Барнета и Пырьева. В фильмах принимали участие актеры: Жизнева, Ильинский, Марецк, Войцик, Кторов, Коваль-Самборский и известнейшие театральные мастера- Климов, Блюменталь-Тамарина и другие.
Более поздние комедии Александрова, подарившие нам незабываемые образы Орловой и Утесова, открыли зрителю музыкальный кинокомедийный жанр. Который и в наши дни смотрится с удовольствием даже притом, что носит оттенок примитивизма, присущий работам того времени. «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) и, конечно, «Свинарка и пастух» (1941) стали кинофильмами, начинающими и закладывающими дальнейшее будущее кинематографа России, киношкола которого имеет историю, стиль и непременно блистательное будущее.

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс