|
Рецензия на фильм 300 спартанцев
|
300 спартанцев (300) |
Настоящий полковник
Фильм "300 спартанцев" открыл тайну вымирания настоящих мужчин
Фильм Зака Снайдера "300 спартанцев" был одним из самых ожидаемых проектов 2007 года. Красивая история о героизме, в основе которой реальные события древнегреческой истории, несколько приукрашенные и смягченные пластами времени, видеоряд, поражавший своей эстетикой еще на стадии трейлеров, все это кричало о том, что фильм будет не просто блокбастером, а совершенно новым явлением в кинематографе. В итоге после его просмотра возникло странное ощущение, что режиссер сделал все возможное, чтобы фильм превратился в банальную, но пафосную поделку.
Стоит сразу оговориться, что попытки иных историков или тех, кто себя таковыми считает, искать в фильме несоответствия заставляют всерьез задумываться о вменяемости этих граждан. Да, действительно, многие эпизоды фильма с точки зрения историографии могут выглядеть смешными.
Спартанцы и в самом деле тренировали своих молодых воинов отнюдь не на волках, а на захваченных в плен и обращенных в рабство противниках. Да, презрительное отношение к афинянам, которых сам Леонид в фильме называет "любителями мальчиков" выглядит несколько странным, так как именно спартанцы слыли в Элладе главными сторонниками крепкой мужской любви, что неудивительно, так как большую часть жизни им приходилось проводить исключительно в мужском коллективе, и подобные пристрастия не считались чем-то ненормальным.
Да, все неспартанцы в фильме выглядят людьми второго сорта, а враги царя Леонида как внутренние, так и внешние - невероятными чудовищами, мутировавшими до полной потери образа Божьего. Действительно, размер армии Ксеркса сильно преувеличен, а представители африканской фауны, с которыми пришлось сражаться спартанцам, своим видом напоминают об известном телевизионном сериале "Прогулки с динозаврами".
Все это так, но данные претензии ни в коей мере не должны быть адресованы Снайдеру, который опирался вовсе не на исторические труды Геродота, а на обычный комикс автора "Города грехов" Фрэнка Миллера, который нынче модно именовать графической новеллой. Именно поэтому попытка анализировать фильм "300 спартанцев" с исторической точки зрения справедлива в той же мере, в какой и стремление доказать научную несостоятельность фильмов о "Бэтмане".
Надо отдать должное Снайдеру, точность, с которой он воспроизводит на экране визуальные детали творения Миллера, просто поразительна. И речь идет не только о раскадровке, но и облике главных героев, обмундировании, украшениях и даже наконечниках стрел.
Однако, что касается смыслового наполнения комикса и диалогов персонажей, Снайдер по непонятным причинам подверг их серьезной коррекции. В произведении Миллера нет и десятой доли того свободолюбивого пафоса, которым режиссер наполнил его экранную версию. Царь Леонид Миллера говорит о законах Спарты, не позволяющих ее воинам отступать или сдаваться, о долге и чести, а царь Леонид Снайдера сотрясает Фермопильский проход речами о борьбе с тиранией и битве за свободу, для защиты которой он и его войны готовы не пожалеть живота своего.
Абсурдность таких речей, звучащих из уст одного из главных рабовладельцев древнегреческого мира, поддерживающего к тому же практику убийства младенцев, не соответствующих принятым в Спарте стандартам, нисколько не смущает Снайдера. Упорство, с которым режиссер вкладывает в уста своих героев призывы к защите свободы, отсутствующие в оригинальном комиксе, поистине удивительно.
Ну о чем могут говорить перед бурной постельной сценой царь со своей царицей? Конечно, о свободе. Неудовлетворенный пророчеством оракула Леонид вопрошает у обнаженной супруги, что же ему, как царю, теперь делать? И боевая подруга, пылая очами почище Фаросского маяка, советует ему поступить так, как поступают все свободные люди. И так далее.
Вообще развитие темы боевой подруги - это, пожалуй, самый главный режиссерский вклад в этот проект. У Миллера ее присутствие ограничивается лишь парой сцен, у Снайдера царица является вторым по значимости действующим лицом после Леонида, при этом ее поступки не укладываются даже во всем известные рамки женской логики.
Именно супруга хамит посланнику Ксеркса, а затем дает добро на его бессмысленное убийство, именно она, чтобы добиться высылки подкреплений, сначала отдается предателю, контролирующему совет Спарты, а затем убивает его, причем, не за предательство, а за то, что тот рассказывает об их связи. Всего этого великолепия в новелле Миллера нет и в помине.
Зачем Снайдеру понадобилось столь сильно утрировать "женскую" линию в фильме, остается загадкой. Вполне возможно, ему просто захотелось немного разбавить сухость комикса мелодрамой в стиле "Гладиатора", но получилось настолько топорно, что даже природные данные актрисы Лены Хэди не в состоянии это компенсировать.
К слову, "Гладиатор" "проглядывает" в фильме до неприличия явно. Колышущиеся поля пшеницы, женщина в поле, обнимающая своего ребенка, но самое главное - это саундтрэк, местами являющийся почти точной копией "гладиаторского". Внимательный зритель не сможет не заметить, что заканчиваются "300 спартанцев" той же самой песней, что и фильм Ридли Скотта.
Еще один творческий вклад Снайдера - это невообразимые монстры, сражающиеся на стороне персов. Здесь режиссер явно использовал весь свой опыт по созданию "зомби-фильмов". Если у Миллера персы - это грозная и страшная в своей силе стихия, то у Снайдера это сплошные жертвы инцеста, прошедшие усовершенствование в лаборатории доктора Франкенштейна.
Галерея кадров из фильма "300 спартанцев"
Но пожалуй главное разочарование вызывает тот элемент картины, который, по идее, должен был стать новым эталоном в своем жанре - батальные сцены.
Совершенно очевидно, что противостояние громадной армии Ксеркса и нескольких сотен греков изображают около трех десятков статистов. Питеру Джексону в свое время удалось создать видимость грандиозных сражений с чуть большим количеством живых актеров, Снайдеру эта высота явно не покорилась.
Сцены боя, показываемые крупным планом, хаотичны до уровня "Волкодава", общие же планы напоминают выступление на сцене какого-нибудь китайского балета: много акробатических трюков, красивых разворотов и артистических ударов, которые наносятся с поразительной неспешностью. Нарезка батальных сцен, представленная ранее в рекламных роликах, явно вобрала в себя самые яркие эпизоды, что есть в фильме.
Все объясняется довольно просто. Постановкой боев занимался Чад Стахелски, тот же самый эксперт, что готовил поединки для "Матрицы", "Ангелов Чарли" и "Ван Хельсинга". Но если в этих случаях немыслимые пируэты, все эти "эффекты пули" и прочие визуальные излишества смотрелись очень естественно, то в в "300 спартанцах" они явно выходят за грань разумного.
Стоит однако признать, что ни в одном фильме до этого зритель не видел столь качественного членовредительства в виде отсечения конечностей, голов, проникновения холодного оружия в человеческую плоть и фонтанов крови. Но это уже стоит отнести к заслугам художников и создателей спецэффектов.
А заслуги эти, несомненно, велики. Оформление видеоряда, хоть и не являющееся оригинальным (в таком же стиле были сняты вышедшие ранее "Город грехов" и "Небесный Капитан и Мир Будущего"), выполнено безупречно. Гибель персидского флота великолепна, гротескный волк, с которым сражается юный Леонид - бесподобен, танец девушки-оракула - завораживающ, да и уже упоминавшиеся выше персидские мутанты сделаны с душой. Очевидно, что "300 спартанцев" - явный претендент на "Оскар" в нескольких технических категориях на следующей церемонии.
Ну и последнее: сами спартанцы. Они именно такие, какими мы их себе и представляем. Такого обилия накачанных мужских торсов, грозных взглядов, коротких и внушительных диалогов голливудский кинематограф еще не знал. В этом смысле "300 спартанцев" явно завоюют огромную симпатию женской части зрителей и дадут очередной повод дамам выдохнуть с тяжелой грустью: "Теперь таких мужчин нет".
В этой связи не может не радовать тот факт, что хороший актер Джерард Батлер, демонстрировавший ранее свои бойцовские качества и вокальные данные, наконец, попал в актерскую категорию "А". Уже хотя бы за это явление нового "настоящего полковника" Голливуда Зак Снайдер заслуживает большой благодарности. Остальные комплименты за один из главных блокбастеров 2007 года адресованы не ему. |
|
| Строгий рейтинг R, который с перепугу впаяли фильму цензоры, не помешал ему собрать в Америке рекордные 70 миллионов уже в первый уикенд. Больше из таких "взрослых" картин с ходу брали только вторая "Матрица" и "Страсти Христовы". Строго говоря, "300 спартанцев" не традиционное кино, а грандиозная фреска из храма войны или даже батальное порно - в общем, зрелище завораживающее и убедительное.
Лучшей подготовкой к просмотру этого полотнища было бы чтение Геродота, который посвятил греко-персидской войне изрядное количество страниц своей "Истории". Там он подробно объясняет расклад политических сил, рассказывает, почему спартанцев было только триста и как они сдерживали на порядок превосходившую их армию персов.
Тем более что автору комикса "300" (а фильм верен ему на 90%) Фрэнку Миллеру было плевать на военную историю. Это и отличает здешних спартанцев от других героев меча и сандалий. Вольфганг Петерсен в своей "Трое" прилаживал к Гомеру исторический контекст, Оливер Стоун поверял биографию Александра Македонского психоанализом, а художник Фрэнк Миллер и режиссер Зак Снайдер просто отдались во власть преувеличений и мифов.
У Геродота ведь и спартанский царь Леонид - прямой потомок Геракла, и стрелы буквально закрывают солнце. Продолжая в том же духе, режиссер Снайдер превращает героев в мясные машины, насылает на них чудищ во вкусе Питера Джексона, красит небо золотом, пускает в него фонтаны алой крови и засевает землю отрубленными конечностями.
Снайдер вообще большой мастер по расчлененке и мифам. Три года назад он с той же изуверской прытью перетасовал хрестоматийный "Рассвет мертвецов" Джорджа Ромеро. А теперь с помощью Миллера передал кровавый привет знаменитым пеплумам 60-х. |
|
| 480 год до н.э. На греческие полисы надвигается многотысячная армия персидского царя Ксеркса. Свободолюбивые спартанцы решают дать бой врагу. Царь Леонид собирает 300 лучших воинов и отправляется в фермопильское ущелье, где численное преимущество персов не может повлиять на исход битвы. Пока мужчины отдают жизни за Спарту, жена Леонида – прекрасная Горго – пытается убедить Совет полиса отправить отряду подмогу…
Отсылки к историческим событиям в «Спартанцах» – дело вторичное. Для Снайдера, как и для автора комиксов Фрэнка Миллера, преданья старины глубокой не более чем отправная точка, источник вдохновения. Переосмыслением тут тоже, впрочем, не пахнет. Создателям «300» на историю Древней Греции, в сущности, плевать, главное – передать настроение, атмосферу, визуальную эстетику бумажных разрисованных книжиц всё того же Миллера. И в реализации этой задачи режиссёр демонстрирует редкое умение и мастерство. Снайдер в буквальном смысле оживляет графический роман-комикс, добиваясь стопроцентной аутентичности с оригиналом. Многие кадры – самостоятельные полотна, хоть на стенку вешай. Всё очень красиво, эффектно, впечатляюще и брутально. А что же со смыслом?
Со смыслом в «Спартанцах» большие проблемы. Его там попросту нет. Резонно заметить – а была ли в этом необходимость? Нужны ли экранизации комикса, изначально рассчитанной на молодёжную аудиторию, нравоучительные нотки и разного рода nota bene? От ответа на этот вопрос зависит восприятие картины в целом. Любители спецэффектов и эстетизации насилия будут довольны. Кудесники цифровых технологий потрудились на славу. Остальным можно просто пересмотреть трейлер к фильму. Потеря «качества», в данном случае, будет равна нулю.
Зелёный экран вместо декораций – ход рискованный, но очень красивый. При желании можно было бы затянуть песнь о кинематографе ХХI века и т.д. На поверку всё оказалось куда проще: законы драматургии неизменны, логика и стройность сюжетосложения важнее яркой, кричащей «обёртки». Впрочем, Снайдер не прогадал. Он снял фильм для зрителей-визуалов, привыкших отключать голову после покупки заветного билета. Они ответили режиссёру цифрами box-offic’a. Прекрасное единство. Если так пойдёт и дальше, в зрительный зал с собой можно будет брать только глаза… |
|
| Во времена межсезонья, когда хлипкие бокс-офисные отчёты минорно бубнят старое — всё пропало, зритель устал от блокбастеров, ему подавай малобюджетный трэш и малобюджетные же драмы — временами начинает казаться, что правы классики, кинематограф развивается не из продюсерских планов, а из фильма тихого, авторского, а потом эти находки подбирают и, пересыпав звёздной пылью, выдают на-гора людям, дабы те усладились, а заодно принесли вожделенную кассу. Однако кино не было бы самым волшебным из современных искусств, если бы не было устроено куда сложнее. И не тыкало раз от раза иного знатока носом — на, а вот я ещё как могу, и вот так, и вот разэдак.
Ну кто изначально мог предполагать, что детище Зака Снайдера выйдет тем, чем оно вышло? Мы наблюдали, как одетые в резиновые «кубики» мужики бегали по синему экрану дружною толпой и выкрикивали что-то под стрёкот высокоскоростных камер. Мы наблюдали пластмассовые скалы и искусственную рожь, мы сравнивали первые кадры со съёмочной площадки с оригинальным творением Фрэнка Миллера, поминали добрым словом Роберта Родригеса и его «Город грехов», рассуждали сами с собой, что дескать Миллер хоть и фанат классических «Трёхсот спартанцев» 1962 года, но видение всей этой истории в комиксе имел своё, равно как вкладывал в действо идеи, далеко уходящие от цели «просто» оживить царя Леонида и его известных числом величайших воинов в истории.
Мы помнили о не очень большом, но всё-таки «блокбастерном» бюджете, который требует от создателей известной доли коммерческой жилки, и наоборот, накладывает свои ограничения на художественную составляющую, помнили и о том, что комикс, это конечно один из самых близких кино искусств, но всё-таки для своей даже самой дословной экранизации требует опыта, мастерства и таланта, которых у Зака Снайдера даже авансом могло и не набраться. В общем, мы думали о грядущем проекте что угодно, только не то, чем он оказался на самом деле.
Уже с первыми кадрами ролика стало понятно — цементирующим элементом сверхсекретного состава, превращающего комикс в кино, будет не талант оператора, не работа художника, не терабайты спецэффектов, и даже не харизма актёров, хотя всего этого нам обещали разом на три полноценных современных блокбастера. Главным героем в фильме «300 спартанцев» на месте царя Леонида поместится чистый, незамутнённый ничем адреналин в лошадиных дозах, воплощённый в яростном крике “Madness? This is SPARTA-A-A!!!” И ногой в грудь.
И после этого детали уже были по большому счёту не важны. То есть — важны, конечно важны, безмерно важны, но исключительно в том смысле чтобы не испортить, не исказить, не замылить это кристально-чистое решение, когда большие бородатые мужики в шлемах, плащах, со щитами и мечами, с диким криком бросаются в бой при первой возможности, жаждая славы в бою. А Фермопилы, греки и персы, Ксеркс и Леонид, искусственная рожь и компьютерные скалы, всё это призвано было послужить одному — не разрушить это чудовищное напряжение, и его столь же чудовищное обаяние.
В этом фильме герои отказываются рычать только по очень важным личным причинам, трупы складывают штабелями, копьё, щит и меч работают в полный контакт, если друзья — то верные, если враги — то чудовищные создания или безликие муравьи, если цель — то простая и прямая, как стрела, если подлость — то по полной программе, если честь — то до самой смерти.
Неправы те, кто пытается искать тут историческую реальность, мир Фрэнка Миллера гораздо проще, он состоит из простых максим, его герои — Герои только с заглавной буквы, его негодяи — обойдутся строчными. И на каждую из этих максим режиссёр Зак Снайдер давит, не опасаясь показаться чрезмерным. Хорошего в фильме должно быть много, говорит он себе, и даёт команду «Мотор!»
Каждая эмоция на лице, каждая скупая фраза, каждое движение руки или копья педалируется так, что весь фильм от начала до конца кажется не проходящим слоу-мо, и только переходы между этими напряжёнными кадрами-скетчами, отточенными, переполненными энергией и предельно детализованными, происходят со скоростью пули, придавая этой статике необходимый элемент движения и динамизма.
В борьбе этих двух составляющих — слоу-мо скетчей с вкрадчивым голосом за кадром, и взрывного экшна между ними под фанфары саундтрека — и проходит весь фильм. И если в ролике безусловно побеждало движение, то в фильме эта борьба проходила куда напряжённее и, удивив многих, в итоге победу одержала статика.
Ритм «300 спартанцев» — даже посредине череды сражений — невероятно плавен и полон размеренности вальса. Вальсирующие воины рвут врага на куски, рвут зубами и ногтями, каждый удар щитом — как молотом о наковальню, каждый клич спартанцев — как рёв обрушивающегося на берег цунами, каждый кадр — шедевр баталиста. Всё это нужно показать во всей красе, а на это нужно время, которое в итоге и расходуется с избытком, пусть и ценой общего снижения темпа.
Зато всё это позволяет нам разглядеть оскал царя Леонида, пасть волка, нервный тик Ксеркса, согбённую фигуру Эфиальта, тень от стрел, Древо Мёртвых, развивающиеся складки плаща персидского посла, деву-оракула, капище эфоров… перечислять можно бесконечно. Всё это красиво, нечеловечески красиво. Если же прибавить к этому чеканные формулировки миллеровского текста, которого в его графических романах всегда очень много, то на выходе получается тот самый эффект «ожившего комикса», который пока удавалось зацепить и воссоздать считанным единицам авторов. Теперь и Зак Снайдер вошёл в этот закрытый клуб.
А нам удалось к этому приобщиться. Если, конечно, не считать несколько слабоватый голос нашего актёра, который хоть и старался, но всё-таки не дотянул до бешеного батлеровского рыка, в остальном локализация хоть и слегка понизила чеканный пафос английских фраз, но уровень дискуссии выдержала, за что нашим переводчикам и спасибо. Равно как и за то, что фильм попал в наш прокат всего на неделю позже мира, не припомню, когда в последний раз фильма так ждали все настоящие киноманы. Пожалуй, это было перед премьерой «Возвращения Короля», а было это больше трёх лет назад. И недаром главный хорал из феерического — под тяжёлый рок и восточные дудки — называется «Царь возвращается».
Безусловно, «300 спартанцев» теперь — знаковое явление мирового киноискусства, ведь когда Голливуд из своих промышленных недр нечаянно выпускает нечто в высшей степени нештампованное, необычное, это нечто автоматически становится частью большой истории, ведь это посмотрел каждый, в отличие от большинства культовых артхаусных картин, удел которых — внимание немногих.
Зак Снайдер проснулся мэтром, с чем его стоит и поздравить, хотя за львиную долю этого фильма стоит благодарить всё-таки самого Фрэнка Миллера, которых вдохнул в него дух своих произведений. И интонации почти прореспубликанского политпамфлета, и сценарные вольности с неожиданной реакцией спартанского военачальника на смерть сына, всеми этими советами-эфорами, малочисленными греками-рыболовами «в помощь спартанцам» — это всё тоже Фрэнк Миллер. Но он же весь — в диалоге царя Леонида с Ксерксом, в последнем броске царского копья, в бушующем море и развевающихся красных плащах.
Финальные титры, основанные на графике оригинального комикса, пытливому зрителю много расскажут, как связан формально не присутствовавший на площадке Фрэнк Миллер с получившимся в итоге кинопродуктом высочайшей энергетической насыщенности, пропитанной потом и адреналином. Кто следующий попробует повысить планку? |
|
|
|