|
Живой () |
Живой
Жанр: ДМБ-2006. Режиссер: Александр Велединский. В ролях: Андрей Чадов, Алексей Чадов, Владимир Епифанцев, Максим Лагашкин. Россия, 2006 г. 98 мин.
Контрактник Кир (Андрей Чадов) возвращается из Чечни, потеряв ногу и своих товарищей, которые полегли в горах, вытаскивая его из боя. В тылу Кира ждут "заработанная" компенсация и майор, который ее выдает за откат. На следующий день Кир с перепоя случайно сталкивается с майором и в перепалке ("кто за что воевал") зарубает его купленной в подарок саблей. Тем же вечером самого Кира сбивает машина (разумеется, иномарка), а когда он приходит в себя - рядом стоят призраки воевавших с ним друзей (Максим Лагашкин и Владимир Епифанцев). "Мы как бы твоя совесть", - по ходу объясняют пришельцы из Валгаллы, места, где "холодно и курить хочется". Мертвецы в маскхалатах матерятся, говорят по душам и опасно хохмят. Следующие три дня они будут следовать за Киром по пятам, и "Живой" превратится в своего рода роуд-муви. Вначале - домой, к мамке и любимой девчонке. Затем - в Москву, - на Красную площадь, оттуда к командиру и на могилы ребят. По дороге Кир встретит отца Сергия (Алексея Чадова), поговорит с ним о грехе, подерется. И все в каком-то смысле вернется на круги своя.
Притчеобразность (отсутствие внятности при общей многозначительности), гости с того света и - главное - покалеченный герой дают повод сравнить "Живого" с полузабытой лентой Никиты Тягунова "Нога" о калеке-"афганце". Только абсурд "Ноги" Велединский в своем фильме подменил всепроникающим и путаным символизмом. Но символизм и спиритуальная каша - это еще полбеды. Велединский, как называл это Генрих Бёлль, стучит в "слишком громкий барабан" - то есть снимает про войну и вернувшихся с нее. И тут невольно тушуешься, наблюдая, как режиссер с совершенно тальковскими интонациями (помните такого?) рассуждает о Боге, России и прочем. Всеми своими перепадами (от Бога - к водке, от Цоя - к группе "Сплин") Велединский апеллирует к чувствам зрителя, минуя вкус. Где и когда
Расписание показов в кинотеатрах Москвы
"Живой" - явление внеэстетическое, вроде телевидения. Собственно, отсюда и телевизионная картинка: мера условности практически сериальная. Режиссеру, очевидно, не до красивостей. "Живой" - это не "хемингуэевщина" про вернувшихся из боя (первоначальное название ленты "Какими вы не будете" было позаимствовано у "старика Хэма"), а, скорее, фронтовой фольклор. Баллады про стаи трассеров, про "чехов", спустившихся с гор, про "закурим, братишка, "Житан". А лезть к "братишкам" с критикой - сами понимаете, последнее дело. |
|
| Рейтинг фильма А. Велединского «Живой» (автор сценария И. Порублев) – 4. В нем есть главный герой, показано восприятие героев, их образы достоверны, идея фильма сильная.
Главный герой – Сергей. Он отслужил срочную службу в армии и остался по контракту. Демобилизован по инвалидности. Ужас военных действий не отпускает его в мирной жизни. Не успев переключиться на нормальные условия существо-вания, он погибает под колесами автомобиля.
Антагониста в фильме нет. Проблема Сергея в том, что он живет прошлым. Погибшие товарищи не отпускают его, и в результате он находится и в жизни, и в смерти одновременно.
Сюжет не развивается вокруг загадки, а представляет собой изложение ко-роткого отрезка жизни героя.
Сюжет развивается в основном посредством действий. Отрицательную роль играют сцены в госпитале вперемежку с картинами боевых действий в нача-ле фильма, которые можно было бы убрать, не исказив при этом смысл повество-вания. Слишком долго прогревается рассказ, прежде чем начаться. Смысловая нагрузка ложится на те сцены, которые показывают, что Сергей находится одно-временно в живом и мертвом мирах. Разговоры с двумя убитыми товарищами на первый взгляд незначительны, однако именно они развивают сюжет, поскольку показывают, что для Сергея мертвые друзья более реальны, чем живые люди. Диалоги со священником также значимы – они обозначают попытку героя найти свое место среди живых. Однако сцен, где слова важнее, чем действия, в фильме недостаточно.
Восприятие героев показано – глубина кадра позволяет увидеть их изнутри.
В госпитале Сергей еще не успел понять, что с ним случилось, и не знает, как воспринимать себя в роли инвалида. Когда он впервые пробует протез, основ-ное его желание – вести себя так, как будто с ним ничего особенного не произош-ло. Он не хочет опускаться на колени перед необходимостью быть калекой, и при-нимает решение, что будет жить как раньше. Когда он ведет переговоры с майо-ром и тот зажуливает у него десять тысяч, он спокойно к этому относится, считая, что видел вещи намного страшнее. Бездушие собеседника – это не то, из-за чего нужно переживать. Хотя после Чечни у него появилось обостренное видение того, что люди делятся на родных и чужих. В число родных он приписывает вдову Мо-розова. Сидя под окнами ее дома, чувствует себя так, как будто он – ее умерший муж. Он не ощущает себя как личность, ему кажется, что его душа осталась в по-гибших товарищах. Когда он вновь встречается с майором, тот бросает ему в ли-цо несправедливые обвинения в алчности. Сергей не осознает ясно, что совер-шает убийство – негативные эмоции владеют им в этот момент. Он – солдат, ко-торый должен убивать врагов. Не чувствует себя виноватым. Он еще не переклю-чился на мирную жизнь. Когда перед ним появляются двое погибших товарищей, он глазам своим не верит – неужели все так хорошо складывается. Он счастлив, тепло проникает в его сердце. Он болел от внутренней пустоты, и теперь ему все равно, реальные Игорь и Никич, ведущие себя как живые, или нет. В разговоре с пьяным мужчиной главное для Сергея – определить, что есть реальность. Может быть, все четверо мертвы? Ему так и не удается получить полный ответ на этот вопрос, и он останавливается на главном: рядом с умершими друзьями он ощу-щает полноту жизни, а без них ему плохо. Они становятся для него более реаль-ными, чем живые люди. Большой проблемой для него является то, что он не зна-ет, как адаптироваться к мирной жизни, в которой все для него чужие. Мать не яв-ляется исключением. Ему кажется, что она жительница другой планеты. Он не может возбудить в себе прежние ощущения родного дома. Понимает, что живет в узком промежутке между миром мертвых и миром живых, разницу между которы-ми он не может четко определить. Очень жалеет, что может потреблять пищу, ал-коголь, курить, а Игорь и Никич не могут. Когда он видит Таню, в нем просыпается надежда, что эта девушка вытянет его в мир живых. Она возбуждает в нем чувст-ва, и ему хочется взаимности. Однако он скоро обнаруживает, что за время его отсутствия многое изменилось. У нее появились сомнительные друзья, и все это нечисто. Он понимает, что она – враг, потому что лжет ему. Она автоматически переводится в категорию чужих. Когда Таня заговаривает о протезе, он недоуме-вает: к чему все это? Он уже забыл о своей инвалидности. Он уходит от девушки. Дома не может найти себе места – не может обитать в когда-то привычных усло-виях. Он не понимает мать, когда она говорит о чем-то, и осознает, что она, в свою очередь, не воспринимает его настроения. Она давит на его больное место вместо того, чтобы успокоить. Он решает уехать в Москву, потому что не может больше оставаться рядом с ней. В поезде происходит конфликт с Игорем и Ники-чем, и Сергей в отчаянии: ему не удается найти равновесие не только в мире жи-вых, но и в мире мертвых. Рядом со Слоном он чувствует умиротворение. Хочет приобщить друга к общению с Игорем и Никичем, чтобы совместить две свои ре-альности. Ему необходимо, чтобы Слон увидел их так же хорошо, как и он, в про-тивном случае его психика не выдержит этого раздвоения. Однако обнаруживает, что Слону не до него – он попросту выпроводил боевого друга из дома. И Сергей принимает решение окончательно умереть. Ведь он и так мертвый, надо только зафиксировать этот факт. Когда к нему с вопросом обращается человек в рясе, Сергей чувствует себя так, будто его выдернули в мир живых. У него появляется надежда установить отношения с живым человеком, тем более что ему нравится новый знакомый, готов записать его в категорию родных. Ему становится тепло на душе рядом с ним. Он наконец-то почувствовал себя живым. Однако замечает, что новый друг закрыт от него. Хочет вытянуть живого человека из-под маски по-па, поэтому говорит с ним дерзко. Но священник не хочет раскрываться, и у Сер-гея исчезает желание общаться. Думает, что ошибся, приняв мелкого человека за родного. Когда он неожиданным образом находит могилы погибших товарищей, ему становится страшно, потому что получается, что мертвые сами на себя выве-ли. Думает, что начинает сходить с ума. Он призывает их к себе и очень хочет, чтобы они появились рядом, анализируя, что это его сумасшествие. Присутствие священника заставляет его сдерживаться, иначе он совсем бы не контролировал себя на их могилах. Он не хочет расставаться с погибшими друзьями, хочет быть вместе с ними. Когда происходит стычка со священником, Сергей желает, чтобы тот его убил. Он не понимает, зачем ему жить.
Каково восприятие отца Сергия? Когда он видит Сергея, сидящего в одино-честве на ступенях, внезапно чувствует, что ему необходимо что-то сделать. Ин-туиция говорит ему, что надо подойти к этому парню, поддержать. Пытается на-строиться на его волну, понять, что с ним происходит, помочь ему энергетикой. Когда они едут в Стругино, он чувствует, что Сергей колет его, и защищается строгостью. Сердится на спутника. Не понимает, куда позвала его интуиция, зачем ему надо быть рядом с этим парнем. У него возникают мысли о том, что зря он выбрал путь священника, потому что ряса делает его неестественным. Думает: «Я скорее изображаю священника, чем являюсь им». Сергей уходит от него в обиде, и он, глядя вслед, недоумевает: почему интуиция потянула его за этим челове-ком? И тут же смиряется: если он ушел, значит, так надо. Находит в машине ос-тавленный Сергеем листок, на котором изображен план, и спешит за ним. Думает: «Теперь-то я тебя не отпущу». Сейчас ему очевидно, что в душе Сергея огромная боль, которую он не замечал раньше. Облегчить тяжелую ношу этого парня дос-тавит ему удовольствие. Его душа лечится, когда он помогает кому-нибудь. На кладбище Сергей ведет себя непонятно. Отцу Сергию становится страшно от его крика по усопшим, ему кажется, что что-то нечеловеческое звучит в этом крике. Ему очень жалко Сергея, ведь он переживает глубокое горе. Парень был на вой-не. Он один сейчас остался и нуждается в духовной поддержке. Берет на себя боль Сергея. Как велико человеческое горе! Очень хочет растопить его своими молитвами. Думает: «Кто же выдержит, когда столько молодых ребят погибло на твоих глазах». Он вступает в схватку с Сергеем, чтобы заставить его взять себя в руки, быть активным. Сергей должен почувствовать свою силу, он должен понять, что жизнь продолжается. Сергей уходит, а он остается на могилах, чтобы читать заупокойные молитвы. Ему жалко погибших ребят. Он обращается к Богу с прось-бой о добре, о милости для Сергея, о том, чтобы жизнь людей не была такой страшной.
Идея фильма сильная. Она звучит как отрицание способа преодоления кри-тической ситуации, избранного главным героем: «Если ты пережил несчастье по-тери близких, не останавливайся на горе. Не останавливайся на смерти, не по-зволяй ей втягивать тебя. Собери всю свою волю, чтобы жить и искать новых ра-достей». |
|
|
|