Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Воображариум доктора Парнаса


Воображариум доктора Парнаса (The Imaginarium of Doctor Parnassus)

- Я думаю, вы видели, какая прелесть, удивительно. Боже мой, сколько всего прошло времени, совсем ничего. Это что все? — удивляется Тони.

- Да, это все. Вуаля! — успокаивает Доктор Парнас.

- Ах да, Вуаля! — произносит Тони, пытаясь встать.

Что можно сказать о фильме? Во-первых, это лучший фильм Терри Гильяма после «Страха и ненависти в Лас-Вегасе»! Лично я люблю Гильяма, но после не удачи с «Человеком, который убил Дон Кихота» Гильям снимал много фильмов, которые никак нельзя было сравнить с его хитами, вроде «Бразилии», или «12 обезьян». Наконец он снял фильм, который можно сравнить и который в чем-то даже превышает эти легендарные фильмы. Во-вторых, после просмотра "Темного рыцаря" я думал, что Хит уже не достигнет той вершины актерского мастерства, которой достиг в продолжение саги о Бэтмене. Должен сказать, что мне игра Леджера очень понравилась, но сравнивать с Джокером я не собираюсь, ведь это совершенно разные герои, несмотря на то, что и Тони, и Джокер — отрицательные персонажи. Но лично я за то, чтобы Хит за создание образа Тони посмертно получил ещё одного Оскара, а если не Оскара, то другие престижные награды. В-третьих, в этом фильме для меня открылась новая молодая и талантливая актриса Лили Коул, которая в фильме сыграла дочь доктора Парнаса Валентину. Зная о том, что она модель, я думал, что в фильме Лили никак себя не проявит, а получилась довольно таки красивая мебель, которая заставляла обращать на себя внимание и запомнить её впоследствии. В-четвертых, монтаж фильма меня очень и очень впечатлил. Ещё год назад, когда я узнал о том, что доигрывать роль Леджера собираются такие именитые актеры как Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фарелл, то у меня появились сомнения насчет того, что в фильме будет красиво выглядеть эпизоды, когда лицо Леджера становится лицом Деппа, или Лоу… Но, слава богу, в фильме эти эпизоды выглядят прекрасно. Как ни странно, но фишкой фильма как раз и стала изменения лица главного героя, чего перед просмотром я не мог ожидать.

Признаюсь, я не ожидал, что из этого фильма выйдет что-то ценное. Ведь обычно фильмы с названиями, вроде «Воображариум доктора Парнаса», являются просто непригодными для просмотра, но после выхода трейлера этот фильм стал самым ожидаемым для меня из всех фильмов, которые должны были выйти в этом году. Фильм странный, очень своеобразный, но в этом фильме чувствуется рука Гильяма и тот дух сказки, за которым я соскучился. Мне фильм понравился, но были в нем и минусы.

Главный минус — это воображаемый мир. Его я считаю, надо было сделать более реалистичным, к примеру, как в «Мастере и Маргарите» Булгакова, заходишь на сцену и перед тобой бескрайние просторы магазинов, в которых все, что ты увидишь твоё. Можно было сделать помещения, в которых сладости, бриллианты, деньги, девушки… А Гильям сделал все это на фоне летающих овощей и фруктов, с огромными лестницами к небесам, с бескрайними полями, которые выглядят нарисованными. Я понимаю, на фильм ушло всего лишь 35 миллионов долларов, и Гильям молодец, что за такую сумму смог снять такой хороший фильм, а магазины, в которых сбываются все наши материальные желания, стоили бы гораздо больше, чем нарисованные поля с лестницами, поэтому я Гильяма понимаю. Одним словом, мне воображаемый мир не понравился, хотя все то, что происходило в этом мире, было очень даже интересно, но фон, который выбрал Гильям, мне не понравился.

Очень рад, что Хита Леджера в фильме было достаточно, больше чем всех остальных актеров, которые играли Тони, но, несмотря на это, мне его очень и очень не хватало. Мне очень нравится этот актер, и даже теперь, когда я знаю, что больше не увижу ни одного нового фильма с его участием, я люблю и помню его. Этот фильм я смотрел по большей части из-за него и получил огромное наслаждение от того образа, который создал Хит последним в своей актерской карьере. Актерский состав в фильме великолепен, великий и нестареющий Кристофер Пламмер, который прекрасно создал образ вечного алкоголика доктора Парнаса. Образ Парнаса — один из самых лучших в фильме, его можно сравнить только с образом Тони, которого играли сразу четыре невероятно талантливых актёра. Четыре актера, которые сыграли Тони — главная фишка фильма, из-за которой фильм просто должен собрать неплохую сумму. Все они хороши, но особенно себя проявили Хит Леджер и Колин Фарелл, но это только потому, что у них было значительно больше экранного времени, чем у Джонни Деппа и Джуда Лоу. Образ Тони не лучше Парнаса, оба эти персонажа заставляют нас увлечься фильмом и получить от него огромное наслаждение. Также интересен образ дьявола, некоего мистера Ника, которого сыграл известный музыкант Том Уэйтс. В этом фильме, впрочем, как и во всех его была очень мало, а когда он и появлялся, то в виде шара, или змеи, что меня не поразило. Но эпизоды в конце фильма, где, наконец, Гильям позволил ему раскрыться, он великолепен. Хорошо вписались в актерский состав Верн Тройер и Эндрю Кэпфилд, которые сыграли участников труппы Парнаса, но я на них не сильно обращал внимание, ведь им не удалось затмить образы Тони и Парнаса. Одним словом, актерский состав в фильме на высшем уровне. В фильме хорошая музыка, спасибо композиторам, которые её написали. Сценарий мне тоже очень понравился, история очень хорошая. В общем, этот фильм — сказка, приятная детская сказка. Снято все на уровне.

Правда не пойму, почему на этот фильм не хотели покупать права, да и сборы пока не очень приятные. У нас этот фильм вообще зимой выйдет, когда европейцы им уже насладились, лично я не смог противостоять соблазну, поэтому посмотрел этот прекрасный фильм в плохом качестве и не жалею, ведь я получил огромное удовольствие. Несмотря на то, что я уже видел этот фильм, я все равно пойду в кинотеатр на него, ведь это стоит увидеть на большом экране. Желаю, чтоб фильм собрал хорошую кассу и получил много наград.

В общем, мне фильм понравился, замечательный актерский состав и музыка заставят тебя полюбить его. Если бы фильм шел дольше, чтоб увеличить те минуты наслаждения от просмотра и сцены в воображаемом мире были более реалистичными, то я бы назвал этот фильм шедевром. Вот и все.

Но все равно 10 из 10, ради Хита и других актеров, которые собрались в этом фильме.

Вечная память Хиту Леджеру!
Аннотация фильма "Воображариум доктора Парнаса"arturchik-lee
   Купить DVD к фильму "Воображариум доктора Парнаса"

Отзывы к фильму


"Воображариум" - пространство фантазии, воображения, выдумки, в которое может попасть каждый, кто преступит «за зеркало» в момент транса доктора Парнасуса. Именно он - повелитель этого «зазеркалья», настоящий волшебник, дар которого лежит в воплощении фантазии человека «за зеркалом» в конкретную картинку, которую этот человек переживает как абсолютную реальность. Однако в сконструированном индивидуальным воображением мире есть сила, противопоставленная Парнасусу – мистер Ник, который заставляет померкнуть радостную феерию: он может вмешиваться в Воображариум и предлагать человеку свою фантазию, последствия которой оказываются летальными. Противостояние между мистером Ником и Парнасусом за выбор человека – центральная тема картины.

Колдовские знания дарованы Парнасусу (Кристофер Пламер) как следствие заключения пари с мистером Ником, местным дьяволом-искусителем (его роль исполняет Том Уейтс – как всегда шляпа, сигара и эксцентричная игра). В древней древности он пришел к Парнасусу, тогда еще наставнику храма какой-то неопределенной религии (космогония представляется в виде куска суши на трех слонах и черепахе, общий антураж которой напоминает буддийский храм), намереваясь поколебать уверенность Парнасуса во вселенской стабильности и гармонии. Склонив Парнасуса к заключению пари – если тот быстрее соберет десятерых последователей своего учения, то получит вечную жизнь, - мистер Ник его проигрывает. Однако не был бы он дьяволом: Парнасус хоть и стает бессмертным, однако не вечно молодым. С его старением все меняется – учение гармонии в новом обществе потребления стает никому не нужным, и Парнасус, вконец разуверившись, скитается по миру, собирая милостыню.

Однажды увидев прекрасную даму, он влюбляется до безрассудства – и это стает поводом для заключения нового пари с мистером Ником: Парнасус получает молодость и красоту взамен на ребенка, который родится вследствие любви прекрасной дамы и Парнасуса. На шестидесятом году жизни прекрасной дамы случается чудо – рождается девочка Валентина. Она должна стать «призом» мистера Ника в день своего шестнадцатилетия (традиционный сказочный сюжетный элемент – во время достижения совершеннолетия злой колдун забирает первенца). Однако азартному и импозантному мистеру Нику такая прямолинейность не к лицу, поэтому – новое пари, снова на души людей: кто заполучит первую пятерку плененных их фантазией в Воображариуме, тот и получает Валентиру.

Такая тяжелая завязка выливается в динамичный сюжет с открытым концом и неоднозначной интерпретацией: что такое Воображариум? Выдумка самого Парнасуса или таки его колдовской дар, каков смысл всех символов, которыми насыщен мир фантазии наравне с окружающей действительностью, и в какие моменты окружающая действительность не является фантазией и наоборот?

Терри Гилльям обыгрывает традиционный сюжет про путешествующий театр. Набор минимум: волшебник Парнасус, карлик («Что б я без тебя делал? – спрашивает Парнасус. – Нашел бы другого карлика!» - еще одно тому подтверждение), дочь-красавица Валентина, молодой ученик Антон, магический инструмент – зеркало, ветхий фургон. Все это в эстетике лондонских театров Поллока, как заметил сам режиссер: «Когда я впервые пришел туда, там был магазин, который существует до сих пор. Они делают куклы, марионетки викторианских театров, вырезают их из картона, и меня всегда интриговали эти куклы. Тогда я пошел в Музей детства, потому что знал, что там есть несколько древних оригинальных кукол я их сфотографировал, а потом поработал с ними в Фотошопе». Очень органично в эту эстетику вписывается «кукольная» Валентина (в исполнении модели Лили Кроул – которая, стоит это отметить, совсем не теряется на фоне более именитых актеров к слову, ее следующая роль – целиком в этом же ключе– Аліса в фильме Мерилина Менсона «Фантасмагория: Визии Льюиса Керролла»).

Монотонная жизнь героев – показ представлений с приглашением посетить Воображариум на лондонских улицах вечером, а днем бедность среди индустриальных кварталов, на фоне которых ветхий фургон выглядит феерично, - резко меняется с появлением Тони. Его приход был ознаменован картой Таро со старших арканов «Повешенный»: его повешенного как раз и находят под мостом – и Парнасус видит в этом провидение. Именно Тони – человеку с современного мира, знающему толк в его законах, старец разрешает превратить Воображариум в аттракцион и привлечь нужную пятерку посетителей, чтобы спасти Валентину. Роль Тони исполнял актер Хит Леджер, который погиб, когда съемки еще продолжались. В результате фильм приобрел такой сюжетный ход, что Тони, попадая «за зеркало», раз за разом меняет свой образ (в разных его ипостасях можно было увидеть Джонни Деппа, Джуда Лоу, Колин Фаррел). Такая смена масок добавила объемности образу «повешенного»: какой из этих Тони есть настоящим, какой намеревается помочь, а который – потерять все. Его роль до конца картины так и остается неоднозначной. Символика карт Таро говорит, что двенадцатый аркан «Повешенный» означает испытание, жертву, новое видение, цикличность. Каждую из этих функций можно приписать образу Тони, но окончательный ответ – за каждым из зрителей.

Фильм вообще насыщен символикой: кроме Таро, это еще и летающие в воздухе золотые статуи Будды, изображения других богов, различные сакральные знаки. Сам режиссер говорил: «Что касается дизайна пространства вне Воображариума, то тут мы читали книги по парапсихологии, о магических символах. Мне всегда нравились подобные штуки. Средневековая образность и иконография очень красива и полезна для внимания. Алхимики пытались описать мир, космос, выбрать философский смысл со всего этого. Но это не похоже на современную действительность».

Из-за этого для вдумчивого толкования сюжета одного просмотра недостаточно. Поэтому ответ на традиционный вопрос касательно любого фильма: стоит ли его смотреть повторно - однозначно утвердителен. Режиссер рассыпал по фильму реплики-подсказки из серии: «Ничто не вечно, даже смерть», - но собрать их при первом же просмотре представляется заданием весьма затруднительным. Что касается ответа на другой традиционный вопрос: стоит ли смотреть фильм в кинотеатре, то он также утвердителен. Неординарные сюрреалистические режиссерские находки для изображения пространства Воображариума достойны просмотра на большом экране. Во время сцены, в которой среди отсутствия пространства вокруг Валентина и мистер Ник танцуют танго, отображаемое в сотнях осколков зеркал, просто дух захватывает! И в фильме достаточно таких захватывающих сцен.

Итак, диагноз: смотреть, смотреть и еще раз смотреть! Возможно, доктор Парнасус оживит и вашу фантазию…
Аннотация фильма "Воображариум доктора Парнаса"
   Купить DVD к фильму "Воображариум доктора Парнаса"

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс