Пребывая в задумчивости и даже некотором протрезвлении со времен новогодних и рождественских торжеств, неожиданно охватился идеей перечитать свои предыдущие заметки. И вот, морщась от темного ужаса и дробно клацая зубами, неожиданно обнаружил, что я уже больше года совершенно ничего не писал о таком видном явлении в нашей жизни, как онемэ (китайских порнографических мультфильмах).
А ведь это совершенно недопустимо, товарищи, потому что, во-первых, из всех искусств, как вы знаете, нам особо доставляют кино и цирк, а в онемэ эти жанры успешно сосуществуют и даже, я извиняюсь, местами соприкасаются. Ну а во-вторых, как-то оно не по-пацански получается, я ведь все таки эксперт во многих жанрах современного искусства, как-то: ар-деко, арс лонга, ну и само собой разумеется цирк, а уж в онемэ в целом я вообще силен как мало кто другой.
А тут вдруг внезапно такая промашка. Как это верно сказал поэт:
Давно я не давил кишки наружу!
Давно кишки наружу не давил!
И вот совсем недавно обнаружил,
Что я кишки давно наружу не давил!
И с этим, конечно, невозможно не согласиться. В общем, подумал я, да и решил посмотреть такое себе онемэ – «Первый отряд. Момент Истины». По не вполне понятным мне причинам его часто называют «первым российским аниме». Причины данного демарша мне понятны плохо. Рисовала мульт японская студия «4°С», продюсировала – канадская компания “Molot Entertainment” и конкретно Миша Шприц и Леша Климов.
Названии компании канадских товарищей, кстати, сразу наводит на подозрения – нет ли здесь намека на тоталитарный серп и молот? Не прославляет ли данная компания кровавую советскую диктатуру, не угрожает ли прогрессивной общественности? И если угрожает, то как? Ну, типа серпом по яйцам, а молотом – куда? Совсем нехорошие получаются намеки, не все одобрят. Неправильное, в общем, получилось название, идеологически невыдержанное. И так нехорошо, и эдак.
Это как в известной нетленке: «Идет ли Слонопотам на свист? И если идет, то зачем?»
Возвращаемся к собственно сабжу обсуждения – то есть к онемэ «Первый отряд». Речь в нем идет о противостоянии немецкой и советской спецслужб во время Великой Отечественной войны. Противостоянии, как легко догадаться, не обычном, а магическом, с нацистской стороны в нем участвует небезызвестная организация «Аненербе», с нашей – некий «Шестой отдел» с пентаграммой на гербе.
Естественно, проклятые большевики показаны во всей красе – для своих спецопераций они вовсю используют бездомных детей, развивая в них спецспособности и тренируя «Сволочи»-стайл, в то время как честные немцы всего-навсего поднимают из-под воды покойников и натравливают их на регулярные части РККА. Кто-то, может, не заметил, но тема бесчеловечного использования детей в играх спецслужб проходит через весь фильм красной нитью.
Мы следим за судьбой последнего детского агента Шестого отдела – бывшей акробаткой, а ныне ясновидящей Надей. У Нади, как это принято, провалы в памяти после контузии, и через это она постоянно вспоминает всякое, погружая зрителя в происходящее. В итоге, через примерно половину фильма стало ясно, что ей придется поднять из могил своих убитых товарищей-пионеров и в составе РДГ «Упыри» нанести аццкий дэмедж армии немецких мертвяков.
С визуальной точки зрения претензий к фильму у меня нет. Нарисовано все достаточно красиво, русские надписи, благодаря гражданам Шприцу и прочим, подаются без ошибок. Страна мертвых выглядит как страна мертвых, а стрельба со взрывами как стрельба и взрывы. Со звуком все несколько менее радужно, отечественные сэйю совсем не стараются, в результате чего персонажи фильма выглядят изрядно отмороженными. Нет бы изобразить эмоции, поиграть голосом а-ля Наката Дзюдзи, оживить персонажа – нет, такому у нас пока не учат, что печально.
Но все это, собственно, пустяки. Потому что главная претензия – это «сволочеподобность» фильма. Это проклятые комми, посылающие детей на смерть ради своих безумных прихотей. В фильме данная тема не педалируется, но присутствует отчетливо. Более того, в английских титрах вырезаны некоторые ключевые реплики персонажей об «отечественной войне», и зверствах нацистов, о том, что это была за война для нашего народа. Оставлено такое себе джентльменское противостояние двух сторон. Есть мнение, это не просто неправильно, а адски неправильно, так категорически нельзя делать. Но, судя по всему, ребята из «Молота» считают иначе, и фильм был сделан так, как был.
Тут можно придраться и возмутиться: да подростковые герои – это стандарт для аниме, поскольку смотрят его в первую очередь подростки, и раз ты этого не видишь, Рэддыр, значит дурак ты и не понимаешь. Возьми тот же «Евангелион» - точно те же подростки воюют против аццких монстров, и не жужжат. И все нормально.
На это я ничего не скажу, только поинтересуюсь – а что, «Ева» базируется на реальных событиях? Что, Япония и вправду вела войну против «Ангелов», на основании чего и было снято данное аниме? В этом ключ, ребята – к тому, что _реально_ было, причем совсем недавно по историческим меркам, подходить нужно с огромной осторожностью. Посмотрите сами, какие аниме японцы делают о своей войне – того же «Босоногого Гена». Почувствовали разницу? То-то.
Ну и напоследок – про чудовищные псевдодокументальные видеовставки в фильм. Выглядело идиотски, это как если бы в "Монстро / Кловерфилд" после каждого появления собственно монстры появлялись бы актеры, загримированные под бывших жителей уничтоженного Нью-Йорка, и рассказывали, как им тяжко пришлось. Но все знают, что Большое Яблоко стоит там же, где и всегда, а актеры – это всего лишь актеры. Так и тут, смотрелось все просто отвратительно. Да.
В обшем, фильм так себе, сугубо на любителя, благо длится всего час с небольшим, и много нервов не забирает. Не впечатлило, нет. |