Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Ты, живущий


Ты, живущий (Du levande)

Молодую учительницу муж в сердцах назвал чумичкой, и теперь она не может вести урок, переживает. Другая юная особа мечтает о встрече с популярным гитаристом группы Black Devils, недавно ей приснилось, что они сыграли свадьбу. Неуклюжему усачу снятся сны пострашнее: на званом ужине у него вышел конфуз со скатертью и антикварной посудой, за что бедняга был приговорен судом к казне на электрическом стуле. Уставший от пациентов психиатр решил не делать из злых людей счастливцев, а просто выписывать всем таблетки, чем сильнее, тем лучше. Милая алкоголичка гонит прочь толстого жениха с собачкой, неожиданно выдавая складный речитатив о покупке мотоцикла или хотя бы мопеда. Оркестр, играющий на похоронах и парадах, репетирует в просторной комнате с большими окнами. В Стокгольме идёт дождь… проливной…

Рою Андерссону можно только посочувствовать: он родился в Швеции. Выйти из тени гениального Бергмана не получится, что не делай. Комплекс имени Ингмара, думается, каждому мало-мальски талантливому шведскому режиссёру знаком. Бороться с проблемой можно по-разному. Самый верный способ: собственную тропинку протаптывать, без оглядок на наследие великого предшественника. Именно так Андерссон и поступил, выдав после 25-летнего перерыва (короткометражки и реклама не в счёт) две картины с уникальной атмосферой и непривычным для клипового сознания методом съёмок (все мизансцены разыграны перед неподвижной камерой). Сказать, что получилось самобытно – это ничего не сказать.

Под свой авторский прицел режиссёр берёт человека как такового, внимательно приглядываясь к быту, деталям, едва уловимым, но всем знакомым нюансам повседневности. Человек для Андерссона – не венец творения, воплощающий в себе самое лучшее, светлое, доброе, а уставшее от всего и вся существо в не глаженой рубашке или second hand’овском свитере. Человеку этому грустно, неуютно, горько, обидно, страшно, досадно, уныло и очень-очень скучно, но жизнь вроде как продолжается, идёт своим чередом, и надо за ней (жизнью) поспевать. Местами этот бег наперегонки с самим собою забавен и смешон, местами трагичен. Андерссон между мажором и минором разницы не видит. Просто фиксирует. Но есть в этом, на первый взгляд, бездушном фиксировании какие-то теплые нотки, по которым понимаешь, что автор всё же своими героями дорожит и за них переживает. Потому что сам такой. Такие мы все (в тех или иных ситуациях), а со стороны на себя взглянуть всегда полезно, поучительно.

Кажется, такой фильм мог бы снять ангел Даниэль из вендерсовского «Неба над Берлином», но и тот не устоял, влюбился в циркачку, в участника событий превратился. И всё бы хорошо, да только в самом начале какой-то полусонный помятый мужчина сообщил, что только что во сне видел, как бомбардировщики летят. А в конце, когда зрительский катарсис уже и так к пиковой точке стремится, Андерссон такой финал даёт, которому и кубриковский доктор Стрейнджлав позавидовал бы. Да и сам Стэнли, пожалуй. И вот тут окончательно становится ясно, что шведу с Родиной, может, и не повезло (по вышеуказанной причине), но Швеции (и Европе) с Андерссоном очень даже.
Аннотация фильма "Ты, живущий"Станислав Никулин (http://kinomania.ru)
   Купить DVD к фильму "Ты, живущий"

Отзывы к фильму


Фильм о человеке, о его величии и его нищете, его радости и печали, его уверенности в себе и страхе. О человеке, над которым нам хочется смеяться и одновременно плакать. Это просто трагическая комедия или комическая трагедия о нас.

«Хроники обыкновенного безумия»

«Что нужно человеку? Кусок хлеба на столе, и чтобы все было хорошо». Это фраза из предыдущего фильма Роя Андерссона «Песни со второго этажа» многое говорит о взглядах режиссера. В 60-х, обучаясь в Шведском Институте Кинематографии, он прошел муштру Ингмара Бергмана, а в 2000 году в Каннах его «Песни» боролись с «Танцующей в темноте» и отвоевали Специальный приз жюри (Триеру достался Гран-при). Его провокационные рекламные ролики удостаивались высоких наград и народной любви. Невеста лупит жениха сковородкой по башке — гарантия прочности. Хозяйка посыпает голову пеплом из камина — покупайте микроволновку. Рой Андерссон признается: «Я — за неудачников!». Его странные жалкие герои прижились не только на шведской почве, но и в мире. Возможно потому, что судьба этих неудачников режиссеру глубоко небезразлична.

В своем взгляде на человека Андерссон занимает позицию между состраданием и сарказмом. Его герои существуют, по их собственному меткому выражению, в «проклятой пасмурной дыре». Убогую реальность наводняют сны, то сладкие, то страшные. Сценки из блеклой жизни вызывают то дрожь, то хохот. При этом задние зрительские ряды на «Живущем» беспробудно целуются. Похоже, так и было задумано.

В 70-х Андерссон начал снимать в стиле неореализма, однако после «рекламной паузы», взятой после провала фильма «Гилиап», в 2000-м вернулся в кино с принципиально новыми методами. Две его последние работы состоят из серии «живых картин» — лаконичных сценок, так или иначе описывающих скудность человеческой доли. Каждый эпизод снимается из одной точки непрерывным общим планом. И словно отбивая ритм, действие то и дело возвращается в бар, где бармен возвещает: «Последний заказ! Завтра будет новый день». Судя по всему, такой же безнадежный.

«Ты, живущий» обращен к человеку, погрязшему в мелких неурядицах и жестокостях, которые превратили жизнь в окончательный абсурд. «Жизнь — это путешествие», — рассуждали герои «Песен со второго этажа», сидя в неподвижной машине. В «Живущем» экзистенция представлена под другим ракурсом, но в том же ключе. «Мне снился сон», — обращается к зрителям из окна автомобиля герой, застрявший в дорожной пробке. За время, которое понадобится на рассказ сна, машина успеет доползти до края экрана. Из-за которого раньше появилась и проползла в противоположном направлении запутавшаяся в поводке такса, влекомая инвалидом, или судьбой. Так и тащатся персонажи андерссоновских фильмов, мотаясь из стороны в сторону и грезя наяву. Определенно, жизнь — это путешествие.

Способом иронично взглянуть на мрачную сторону существования для Андерссона становятся детали. Он может просто показывать трубача в процессе репетиции, и зрители через несколько секунд начинают хихикать. Потому что в кадре хлопнула дверь, вздрогнула стена, со стены упала картинка, угодила в аквариум, к ней устремились любопытные рыбки. А так-то ничего не происходит: сидит человек с каменной рожей и играет на трубе. Но неслучайно именно на трубе (хотя в других эпизодах встречаем и весь оркестр), потому что миру — наконец! — приходит конец.

В старческом сне над городом зависли бомбардировщики — с этого начинается «Ты, живущий». Тем временем наяву разражается гроза. Не заметишь, как проснешься, а бомбардировщики тут как тут — преодолели зыбкую границу сновидения. Сны у Андерссона работают как прожектора: выхватывают из яви самое яркое, самое важное. Одного из героев фильма во сне отправляют на электрический стул за хулиганство: на скучном семейном торжестве, желая разрядить обстановку, дернул за скатерть и разбил фамильный сервиз. Под скатертью обнаружились свастики. Зато девочке-готке снится волшебная свадьба — толпа добрых незнакомцев поздравляет молодоженов и провожает их в счастливый путь. А в баре тем временем звучит знакомый возглас: «Завтра будет новый день!» Но будет ли? Под сенью парящих бомбардировщиков рвется ткань сна. В тени смерти по-новому звучит обращение: ты, живущий.
Аннотация фильма "Ты, живущий"Мария Гросицкая (http://filmz.ru)
   Купить DVD к фильму "Ты, живущий"

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс