Трудно понять беспрецедентный успех этого фильма в Америке, уже узнавшей горькую правду о «грязной войне» во Вьетнаме по эпическим картинам «Охотник на оленей» и «Апокалипсис сегодня». Во второй половине 70-х годов также вышли ленты о драматической судьбе ветеранов этой позорной бойни, которые переживают нанесенные ею психологические травмы («Таксист», «Возвращение домой»). Сценарий «Взвода» был написан Оливером Стоуном, воевавшим во Вьетнаме, еще в 1976 году. Но только после неожиданного признания политического фильма «Сальвадор» он смог осуществить свой давний проект, воспринимаемый самим режиссером как дело всей жизни. В середине 80-х годов, когда война во Вьетнаме была лишь поводом для создания лихих «боевиков», впервые заявили о себе непосредственные участники постыдной одиннадцатилетней акции. Их личные свидетельства, взгляд на бойню изнутри, рассказы о действиях отдельных солдат, взводов, небольших подразделений, так называемая «окопная правда» стали новым откровением и потрясением для зрителей. Не надо сбрасывать со счетов и то, что повествование о юном добровольце, сбежавшем на войну от рутины буржуазного существования (Чарли Шин даже внешне напоминает самого постановщика «Взвода» в молодости), оказалось близко американцам именно по духу и пафосу возвеличивания индивида, который остался самим собой в нечеловеческих условиях. Более того — он «создал себя» в джунглях Вьетнама, выстоял и самоутвердился.
Герой смог сделать честный выбор между жестокостью и гуманизмом, вернулся из Вьетнама потрясенным, но не сломленным, и даже укрепился благодаря идее чисто американского индивидуализма. Как раз это привлекло зрителей и критиков в Америке, хотя они много рассуждали о художественных достоинствах ленты. А ведь по силе воссоздания именно образа войны она уступала предшествующим фильмам о Вьетнаме. Картина Стоуна, отмеченная премиями «Оскар» за фильм, режиссуру, монтаж и звук, породила новую волну (и, конечно, моду) произведений о войне. |