В режиссёрском табеле о рангах имя Кустурицы уже давно в числе нарицательных. В мире сейчас таких с десятка два наберётся, не больше. За именем этим не только две Пальмовые ветви Каннского кинофестиваля, но целая кино-мифология, рефлексирующая на болезненную для режиссёра тему прошлого и настоящего (точнее, его отсутствия) родной Югославии. Неважно о чём повествует сюжет, в «закулисье» картины всё равно всем известные темы скрываются. От фильма к фильму Кустурица их проговаривал, визуализировал на разные лады. С «Аризонской мечтой» небольшая осечка вышла, замоленная позже шедевральным «Андеграундом». Но в чём тут опасность, в чём ловушка? В том, что на «топливе» излюбленных тем далеко не уедешь, две-три картины, и что-то новое надо придумывать, где-то вдохновение искать. Авторитет и уважение в киноманско-фестивальных кругах тут не помощник. Взыскательный зритель хуже любого критика, одно и тоже под разными названиями смотреть не будет. Добавки потребует, возмутится подмене.
Всё это видимо мимо Кустурицы прошло. Некогда было ему на эту тему рассуждать-задумываться, ни во время написания сценария, ни во время съёмок. В итоге получилась грустная забава «Найдите десять отличий». В «Завете» режиссёр по части выдумки себя утруждать не стал, работал на всем известном багаже, заезженных приёмах. То ли порох в порохновицах иссяк, то ли весь запал на запись нового альбома «No Smoking Orchestra» ушёл, то ли было просто лень… непонятно. Но верить в то, что это новая работа того самого Кустурицы, который в лучшие годы одной мизансценой душу зрителю выворачивал, совсем не хочется. Обидно не столько за себя, сколько за режиссёра, ведь знаешь, как он может на самом деле.
Что это: начало конца или же передышка перед очередным спуртом покажет только время. Прогнозировать в таких случаях занятие не благодарное. А пока лучше пересмотреть что-нибудь из «настоящего» Кустурицы, который в последнее время, похоже, впал в спячку. |