|
Рецензия на фильм Вторжение
|
Вторжение (Invasion) |
После крушения космического челнока НАСА США охватывает загадочная эпидемия. Люди превращаются в ходячих манекенов. С каждым днём их становится всё больше. Психиатр Кэрол Беннелл пытается разобраться в случившемся, спасая не только себя и сына, но и всё человечество. Вместе с врачом Беном Дрисколлом она выясняет, что Земля подверглась нападению пришельцев, порабощающих тела с помощью инопланетной слизи. Глотнул такую, заснул, и ты не жилец. Они попытаются найти противоядие, способное прекратить действие клеток-мутантов…
На долю третьего римейка классического «Вторжения похитителей тел» выпало немало бед и несчастий. Проект планировался как голливудский дебют немецкого режиссёра Хиршбигеля ("Эксперимент"). Дебют громкий, бюджетный, с Николь Кидман во главе кастинг-листа. Но что там у Оливера получилось нам пока не узнать, остаётся лицезреть переснято-перемонтированную версию Джеймса МакТига. Продюсеров первоначальный вариант немца не удовлетворил, решили обратиться к проверенным бойцам. Словом, как в той поговорке про здравие и упокой. Отсюда главная дилемма, основополагающий вопрос – кого винить в содеянном? Подсознательно хочется защитить дебютанта, мол, съели с потрохами голливудские ястребы заезжего гастролера, но оснований на то – ноль целых ноль десятых. Невооруженным взглядом видно, как МакТиг сопротивление материала преодолевает, мучается за монтажным столом. Сам фильм в этой драме с выстрелом, как обманутый сиротинушка, которого усыновить пообещали, да так и не приехали.
Не сказать, что предыдущие римейки Кауфмана («Вторжение похитителей тел») и Феррары («Похитители тел») стали откровением. В послужных списках обоих режиссёров это далеко не лучшие работы. Но с основной своей задачей – напомнить о классике в модернизированной форме – они справились. За одними сопоставлениями-перекличками-аллюзиями можно не один киноманский вечер скоротать. По «Вторжению» Хиршбигеля-МакТига особо не подискутируешь.
Единственное украшение всей этой кинематографической какофонии – Николь Кидман. На неё приятно смотреть даже здесь. Наличие этой актрисы в кадре всю абсурдность происходящего не отменяет, но как-то облагораживает. Будь на её месте кто попроще – сразу DVD-премьера, а так бегает обладательница «Оскара», успевшая с Кубриком, Аменабаром, Триером, Лурманом, Мингеллой поработать, по улицам от живых мертвецов, а во взгляде единственный вопрос – как я здесь оказалась?! Очень даже трогательно… |
|
| Был такой роман у Роберта Хайнлайна – «Кукловоды». Там инопланетная раса, прилетев на Землю, подчиняла землян одного за другим, усаживаясь у них на закорках под одеждой и заставляя действовать в нужном для них русле. Маленьких инопланетян трудно было заметить под одеждой, внешне носители инопланетян были вполне вменяемыми, трезво рассуждающими людьми. Но они уже не обладали собственной волей, а озвучивали желания инопланетянина – «кукловода». И быть бы всему человечеству куклами, если бы не тройка простых американских героев: громила, красотка и положительный ботаник. Они спасают мир и Америку втроём (хотя, конечно, главный участник отражения инопланетной экспансии – энергичный протестантский Бог, потому что сказано – «Боже, храни Америку!»).
Это талантливое произведение во многом послужило прототипом для создания ленты «Вторжение». Хотя, впрочем, идея незаметного захвата Земли с помощью контролирующих людей инопланетян не нова – достаточно вспомнить американских «Body Snatchers» или идиотскую, но очень веселую французскую комедию «Жандарм и инопланетяне». Да что там говорить, даже светило отечественной интернет–словесности Максим «мистер Паркер» Кононенко утверждает, что в голове у президента России господина В. В. Путина сидит инопланетянин и очень сильно им управляет.
Сюжет этот вообще классический. В средневековье верили в оборотней, считалось вполне возможным, что внутри забредшего посреди ночи на огонёк одинокого путника скрывается волчара. С введением всеобщего среднего образования вера в оборотней угасла, на их место пришли зелёные человечки с черными глазами, и эти были как-то поприятней. Мало того, что они летают на блюдцах в интересном космосе, они ещё и продают дешёвые компьютеры на Южной. Но история развивается по спирали, и вполне возможно, что в 2009 году, после введения «Основ православной культуры» в школе, мы опять начнём верить не в инопланетян, а в оборотней. Будут они нам мерещиться в каждом салоне сотовой связи. А когда мерещится, что? – правильно, креститься надо.
Во «Вторжении» сюжет несколько отличается, и, честно сказать, не в лучшую сторону. В результате несчастного случая на территорию США падает, при этом разваливаясь на куски, один из «Шаттлов». На его обломках во множестве сидит некая агрессивная бактерия, которая тут же с обломков начинает перебираться в теплые организмы американцев. Бактерия настолько живучая, что не гибнет ни при температуре абсолютного нуля в космосе, ни при чудовищных температурах, до которых нагрелись обломки «Шаттла» при прохождении через земную атмосферу. Это, конечно, чушь. Если бы это было в «Футураме», где целая цивилизация жила на роботе Бендере, когда он летел в межпланетном пространстве, это было бы смешно. А в таком НФ-триллере, как «Вторжение», это смотрится трагикомично.
Вредная бактерия, проникая в людей, начинает видоизменять их на генном уровне, причем симптомы изменения очень интересные. Заражённый чихнул на здорового, или потёрся об него, или плюнул ему в суп – и готово, бактерия уже перешла. Непонятно, передаётся ли бактерия при половом контакте – в фильме этот вопрос был как-то обойдён, да это и естественно: фильм очень серьёзный, его героям не до половых контактов. Заражённый выглядит совершенно здоровым (Николь Кидман бегает весь фильм заражённая, и ничего – абсолютно модельный у актрисы вид). Но когда он ложится спать, бактерии активизируются (ау, физиологи! Как вы прокомментируете сей, так сказать, сон разума?), человек становится натуральным голливудским монстром в слизи, а когда просыпается, он опять чист и свеж – в строгом костюме и галстуке, хоть сейчас его бери рекламировать дезодоранты на ТВ. В общем, оборотни forever, безо всякой даже православной культуры.
Отдельный вопрос – что же это за форма жизни такая апдейтенная и пропатченная, если она существует в виде ерундовых бактерий, а подчиняет себе огромный человеческий организм? Ведь, как бы, эволюция – это движение от простейших форм жизни к более сложным. Вирус, даже самый огнеупорный – это не более чем вирус, он может даже убить человека, но он не может контролировать его сознание. В фильме же каждый человек, заразившись, не только маскируется, осознаёт свою внеземную природу и своё отличие от других людей, но и способен действовать коллективно, то есть толпой охотиться за Николь Кидман. И вообще, непонятно, откуда берётся индивидуальное сознание каждого заражённого? Если одним человеком руководит один инопланетянин, то, что же, инопланетянин этот и сидел в бактерии, и сколько всего нужно бактерий, чтобы захватить Землю – 6 миллиардов? А если инопланетное сознание коллективно, то как могут все заражённые оставаться индивидуальностями, помня при этом своих родных и вообще английский язык?
В общем, это всё интересно, но фантастика получилась совершенно ненаучная. Лучше бы Кидман заставили подольше прогуливаться в домашней пижаме, а её напарника – совершить пару трюков из репертуара Джеймса нашего, понимаешь ли, Бонда. Было бы поживее, поинтереснее. |
|
|
|