Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Александр


Александр (Alexander)

В одном из интервью Оливер Стоун сетовал на то, что молодым неопытным режиссёрам продюсеры доверяют слишком большие бюджеты. Получая от студий по 100 миллионов и несколько звёздных имён в придачу, подающие надежды таланты растрачивают себя на дорогостоящие спецэффекты, вместо того, чтобы рассказать зрителю красивую и захватывающую историю. Являясь сценаристом «Полуночного экспресса», «Эвиты», «Лица со шрамом» Стоун знал, о чём говорил. Сценарий – краеугольный камень всей картины; алмаз, при должной огранке превращающийся в бриллиант. Режиссёр никогда не жаловал блокбастеры, его имя всегда ассоциировалось с авторским, глубоко личным кинематографом. Имея на руках деньги, равные гонорару Джулии Робертс или Кэмерон Диаз, ему удавалось создавать фильмы больше напоминающие фрески. Где конфликты не намечались, но доводились до своего логического конца («Взвод», «Никсон»); где трафаретные «чёрное»/«белое» незаметно переходили в гамму жизненных, а оттого неимоверно реалистичных, красок («Поворот»); где актёры не отрабатывали свою дневную ставку, а оставляли на съёмочной площадке частичку себя («The Doors», «Прирождённые убийцы»). Именно поэтому весть о съёмках «Александра» вызывала ряд закономерных вопросов и опасений. Имея в распоряжении один из крупнейших бюджетов за всю историю Голливуда, легендарного завоевателя в качестве главного персонажа, высококлассных актёров способных привлечь зрителя Стоун с лёгкостью мог попасться на тот же крючок, о коем чуть ранее предупреждал своих молодых коллег.

Исторический фильм это всегда уравнение с множеством неизвестных. Развивая сюжет в антураже «давно минувших дней» авторы одновременно должны помнить не только о правдоподобии содержания, но и об адекватности формы. Это не просто усложняет задачу, но и налагает дополнительную ответственность. Стоуну, похоже, удалось избежать подобных ловушек. Консультантом фильма выступил профессор Оксфордского университета Робин Лэйн Фокс, автор одной из самых известных биографий Александра Македонского. Жизнь великого полководца была богата на события, о которых позже складывались легенды. Режиссёру было достаточно изложить их в хронологическом порядке, чтобы в результате получить захватывающую историю полную интриг, предательств, раскаяний.

Спустя 40 лет после гибели Александра, пожилой Птолемей, один из ближайших соратников Македонского, ставший после его смерти наместником Египта, решает рассказать и записать историю побед великого полководца. В течение восьми лет войско Александра Великого двигалось на Восток, к берегам мирового Океана. Покорив Западную и Центральную Азию, Македонский первым ступил на загадочную и таинственную землю древней Индии. Об этом он мечтал ещё в детстве, слушая мифы о Трое, подвигах Геракла и Аполлона. Режиссёра интересует не столько результат, сколько процесс взросления и изменения личности Александра. Пропасть разделяющая мальчишку с упоением слушающего сказания Древней Греции и полководца своими руками создающего мировую империю является стержнем всей картины. Для Стоуна Александр Македонский, прежде всего человек вынужденный ежечасно делать выбор. Выбор, способный вознести или уничтожить человека.

В фильме занят серьёзный актёрский состав. Да и могло ли быть иначе, когда речь идёт о таком громком проекте, изначально нацеленном не только на зрительский успех, но и на внимание Киноакадемии. Оливер Стоун всегда славился своей работой с актёрами, лепя из голливудских лицедеев удобоваримый для себя продукт. В «Александре» все они работают на максимуме возможностей и таланта. Джоли и Хопкинс создают убедительные образы своих героев, неистовый Килмер после затянувшегося затишья, похоже, готов вернуться в высший актёрский эшелон, ну а Фаррел, наконец, совершает мощный рывок вперёд, доказывая всем злопыхателям, что способен на серьёзные драматические роли.
Бюджет, технологии, почти неограниченные возможности не смогли подчинить себе самобытного режиссёра. Напротив, Стоун использовал предоставленный карт-бланш на все сто. Худой мир, всегда лучше хорошей войны. Результатом перемирия стал эталонный исторический фильм, ещё раз доказывающий простую истину – счастье не в количестве затраченных на производство денег, а в умении создать правдоподобную историю, где не просто красиво, но и умно.
Аннотация фильма "Александр"(с) Станислав Никулин (http://www.kinomania.ru)
Купить постер к фильму "Александр"      Купить DVD к фильму "Александр"

Отзывы к фильму

Как бесплатно скачать видео фильм "Александр"Скачать фильм "Александр"

Рейтинг фильма О. Стоуна «Александр» (автор сценария О. Стоун) – 4. В нем соблюдены те же аксиомы качественного кино, как в фильме «Полное затмение», и проигнорированы остальные. И не удивительно: он также повествует об исторических лицах. Автор не посчитал нужным искусственно вводить в него игровую ситуацию в виде наличия антагониста и загадки, чтобы не деформировать изложение исторических реалий. Идея в обоих фильмах получилась слабой, возможно, тоже не случайно: описываемые знаменитости не были идеалами, им далеко было до ангелов.

1. Главный герой – Александр. Он – центральная фигура сюжета, вокруг него разворачиваются события, причиной которых является его воля. Его одолевает жажда деятельности, стремление к движению вперед. Ему покоряются все новые и новые народы, и он не может остановиться, объясняя себе, что несет в мир великое благо – объединение варваров с развитой греческой культурой.

2. Антагониста у Александра нет не только в виде конкретного человека, но даже в форме философской концепции, социального явления или личного недостатка. Фильм уникален в этом плане: в нем показан герой, обладающий неизмеримой силой, которая не позволяет кому-либо властвовать над его судьбой. Все обстоятельства, критические и благоприятные, Александр создает для себя сам; вдруг обнаружившихся врагов таковыми не считает и умеет быстро нейтрализовывать их.

3. Загадки в фильме нет.

4. Фильм перенасыщен действиями, но слов, развивающих сюжет, в нем не меньше. Историю от начала до конца рассказывает Птолемей, к тому же его высказывания дополняются словами, несущими на себе сюжетную нагрузку, звучащими из уст героев.

5. Приятной неожиданностью является тот факт, что у героев показано восприятие. Удивительно – автор не стал спекулировать сильной темой, полагаясь на то, что она сама по себе обеспечит популярность фильма, он отдал должное внутреннему миру действующих лиц. Он понял Александра изнутри, прочувствовал его. Оно и понятно: ведь О. Стоун больше десяти лет вынашивал замысел фильма, был вдохновлен личностью знаменитого полководца, восхищался им, тщательно изучал биографические материалы. При такой погруженности в образ героя автор не имел никакой возможности не показать его восприятие.

Когда Александр разговаривает с матерью и она предрекает, что царь Филипп сделает наследником другого сына, а его пошлет в далекую битву, где его искалечат, он чувствует, что очень любит мать. Не хочет никуда уходить от нее, ему хорошо с ней. Чувствует себя добрым, испытывает желание сделать так, чтобы всем было хорошо. Но ему не нравится, что мать поучает его. Он не хочет, чтобы все было так плохо, как она говорит, но понимает, что она права. Поэтому впитывает в себя ее учение, угнетая гордыню. Ее мудрость для него превыше всего. После убийства царя Филиппа отношение Александра к матери меняется. Он зол, понимает, что это она спланировала убийство отца, чувствует это интуитивно. Думает, что мать мешает ему жить, потому что слишком сильна, имеет власть вмешиваться в его жизнь. Чувствует, что она гипнотизирует его, управляет им. Он потрясен ее чудовищной властью. Он любит и ненавидит ее одновременно. Думает: «Неужели я всю жизнь буду жить по ее указке?» Дает себе слово, что никогда так не будет, он станет делать все наоборот. И если для этого будет нужно расстаться с ней, он расстанется.

Александр готовится к битве с персидским царем Дарием. Смотрит на пустое поле – видит, как все произойдет. Он уверен в победе, у него нет ни малейших сомнений в том, что будет именно так, как он видит. Объясняя военачальникам стратегию битвы, он находится в измененном состоянии сознания – видит будущее сражение. Для него главное – перевести свое видение в слова. Он сконцентрирован на этой задаче, больше для него ничего не существует. Злится, что с ним спорят – ведь он видит истину. Другой истины нет, а они этого не понимают. Его называют храбрым, ведь он ведет сорокатысячную армию на персидское войско в двести пятьдесят тысяч человек, но он себя таким не считает – он просто видит, как одержит победу. Разговаривая с Гефестионом накануне битвы, Александр чувствует, что чего-то недопонимает, и пытается понять это что-то, с этой целью излагает свои мысли другу. Он хочет, чтобы Гефестион всегда был рядом с ним, потому что это единственный человек, который любит его. Гефестион – его опора, он уравновешивает его вражду со всем остальным миром. У него много врагов, но он не собирается никому угождать, чтобы нравиться. Ему нужна настоящая любовь. Произнося речь перед воинами, Александр понимает, что победа зависит от них, и хочет накачать их энергией. Ведь он знает, что его ум – ничто без героизма этих людей.

Александр въезжает в Вавилон, его бурно приветствует толпа. Он чувствует, что ему не нужна слава. Ощущает себя маленьким ребенком, который сделал то, что хотела мама. Радуется завоеванию, но одновременно его точит скорбь. Он никому не желает боли или смерти, но не может не воевать. Ему кажется, что если он остановится в своем движении вперед, то погибнет. Он не может остановиться, потому что стагнация для него – это смерть. Когда к нему приводят дочь побежденного царя Дария и она просит продать ее в рабство ради освобождения ее семьи, ему жалко эту девушку. Страх входит в его сердце – неужели он действительно тиран, раз его так воспринимают? Он хочет совсем другого. Обещает ей, что к ней будут относиться как к царице – радуется, что есть возможность сделать хотя бы немного хорошего для людей. Потому что ему невыносимо тяжело оттого, что он многим приносит горе. Гефестион – его спасение от внутренних метаний, он уравновешивает его страсти своим спокойствием. Когда они заговаривают об Олимпиаде, Александр чувствует злобу. Он не хочет встречаться с матерью, потому что она опять станет подавлять его. Говорит Гефестиону о своей любви к нему – хочет, чтобы друг всегда оставался рядом, потому что это единственный человек, которому он нужен, а мать скорее использует его для того, чтобы удовлетворить свои амбиции. Он уверен в том, что друг откровенен с ним и, главное, он не управляет им, как мать. Он рад слышать о том, что Гефестион ревнует его к завоеваниям – ему важна любовь друга, потому что иначе он не сможет прочно стоять на земле, потеряет опору. Роксана нужна Александру исключительно для продолжения рода. Он выбрал ее в жены, потому что увидел в ней особую силу. Но военачальники недовольны его решением, поскольку Роксана – дочь варвара. Александр не терпит, когда ему возражают; в таких случаях упрямство управляет им. Во время спора с военачальниками он оценивает силы: кто за него, кто против. Его злит этот бунт – ведь все должны подчиняться его власти. Одно сильно беспокоит Александра – не причинил ли он боль Гефестиону своим супружеством? Ему страшно, что он потерял друга, думает: «Неужели он посчитал, что я предал его?» Жена кажется ему чужой, он не знает, как приблизиться к ней. Она – дикарка, ей никогда не понять его внутренний мир. Первая близость дается ему нелегко – Роксана обнаруживает свой нрав. Она показывает, что готова убить молодого мужа. Но Александр не пугается, наоборот, у него появляется азарт. Ему доставляет удовольствие эта игра. Ему нравится такая женщина – по крайней мере, она нестандартная. По крайней мере, дает возможность завоевать ее. Он не очень хочет близости с ней, но это необходимо – ведь ему нужен наследник. Думает о том, как бы полюбить ее, но спотыкается о равнодушие.

Александр – завоеватель. Он уже подходит к границе Индии. Ему страшно – слишком необъятные просторы лежат впереди, и они неизвестны. Но он хочет туда, потому что жаждет новых земель. Думает, что уже сейчас любит этот край как родной. Его злят слова военачальника о возвращении в Александрию. Он не собирается поворачивать назад. Он ни за что на свете не будет находиться рядом с матерью, потому что она лишит его возможности жить, она его обуздает. Он хочет вперед, надеется, что где-то там найдет успокоение. Он всей душой стремится туда, потому что любит эти земли.

В войске – бунт. Люди не хотят идти дальше, на новые земли, потому что устали от многолетнего похода и хотят домой. Они смотрят назад, требуют, чтобы Александр повернул на запад. Он не терпит, когда с ним спорят. Понимает, что уже не любит своих воинов, как раньше, а использует их как живую плоть. Для него главное – подавить бунт, чтобы осуществить продвижение на восток. Он не может остановиться, не может вернуться домой, потому что ему некуда возвращаться. Его ставка – смерть или движение вперед. Его злят глупцы, которые не понимают его. Они своим бунтом делают его жизнь невозможной. В порыве ярости он убивает Клита. Ему плохо, он чувствует, что слишком много грехов лежит на его душе, он уже не может выносить этот груз, поэтому сорвался. В слезах говорит Гефестиону, что потерпел крах – ему невыносимо тяжело от осознания собственного бессилия. Гефестион – единственный, кто понимает и поддерживает его, он дает ему силы жить. И когда друг лежит при смерти, Александр думает, что наказан этим за все свои грехи. Он уверен, что Гефестион выздоровеет, потому что он не сможет жить без него. Ничего не будет, если не будет Гефестиона. Понимает, что очень любит друга, и чувствует вину за то, что недостаточно внимания уделял ему. Он не может отпустить его в смерть. Рассказывает ему о своих планах, о будущих походах – точно знает, что осуществит их все, потому что не сможет жить иначе. Гефестион умер – и Александр думает, что единственный человек, который любил его, ушел, остались одни враги. Он готов многих наказать за смерть друга. Подозревая, что его убила Роксана, набрасывается на нее. Он не уверен в том, что это сделала она, но хочет убить ее, чтобы дать выход своей агрессии. Ему незачем теперь жить. Он выпивает чашу с вином, догадываясь о том, что в напиток подсыпали яд. Ему все равно. Он рад умереть.

Каково восприятие Гефестиона? Его идеал – посвятить себя высокому. Он видит в Александре человека, достойного восхищения. Ему нравятся его сила, бесстрашие, то, что он взял на себя огромную ответственность. Цель его жизни – служить царю, поддерживать его любовью и заботой. Он знает, что Александр очень эмоциональный, а он своей стабильностью уравновешивает его характер. Он всегда сохраняет спокойствие и тем самым успокаивает друга, дает ему силы жить. Ему нравится такой образ жизни – когда он может отдавать себя другому человеку, служить ему. Хочет, чтобы его любовь была взаимной. Старается нравиться своему избраннику, привязать его к себе, чтобы тот принадлежал только ему. Женитьба Александра на Роксане не смущает его. Он понимает, что Роксана – никто, потому что Александр не любит ее. Она дикарка и никогда не сможет дать царю то, что дает он, – духовную близость. Хочет показать Александру свое преимущество перед этой женщиной, поэтому после свадьбы подходит к нему и говорит о чистоте своих чувств, сравнивает его с солнцем, которое дарит свет, пытается обратить его внимание на свои страдания. Когда Александр в слезах говорит ему о том, что потерпел крах, Гефестиону невыносимо тяжело, потому что беда друга – это его боль. Но он держит себя в руках, помня о своей задаче – уравновешивать друга своим спокойствием. Для него главное – возродить его к жизни. Остальное неважно. Собственная судьба его мало интересует, он думает только о счастье Александра. Если не будет Александра, не будет и его. Когда Гефестион лежит при смерти, ему неприятно присутствие друга рядом. Он привык ощущать себя сильным человеком, руководящим ситуациями, и слабость для него непереносима. Ему легче умереть, чем позволить Александру видеть его в таком жалком состоянии. Сейчас он ничего не может дать другу, поэтому ему тяжело общаться с ним, он хочет прервать контакт. Страдает от осознания того, что Александр останется один, без его поддержки. Это для него намного страшнее, чем осознание наступающей смерти.

Каково восприятие Роксаны? Когда она застает Александра во время беседы с Гефестионом, приходит в ярость. Думает: «Попробуй только прикоснись ко мне после того, что я видела». Хочет защитить свою честь, поэтому агрессивно ведет себя с мужем. Но чувствует, что он подавляет ее своей волей, и подчиняется ему. Ей нравится его сила. Думает: «Да, он способен покорить мое сердце». Угрожает ему смертью, чтобы проверить его любовь. Думает: «Если он и после этого будет выражать желание, то он стоит того, чтобы отдаться ему». Для нее важно, чтобы он полностью принадлежал ей. Проходит время, и она убеждается в том, что ей не удается добиться желаемого. Муж не любит ее, как бы она ни пыталась завлечь его. Она сильно страдает от этого. Чувствует себя уставшей от его нелюбви. Ей ничего не хочется. Когда Александр накидывается на нее с обвинениями в смерти Гефестиона, ей становится страшно. Это сделала не она, но она хорошо знает, какой Александр в гневе – запросто может убить. Думает, что это еще одно подтверждение того, что он не любит ее.

6. Образ главного героя достоверен. Александр – завоеватель. Сколько бед он причинил народам? На эту тему много говорит Птолемей. Он рассказывает, что Александр был подвержен гневу и склонности к беспощадному мщению, что в предавшем его городе Фивы он вырезал несколько тысяч человек, а оставшихся в живых продал в рабство. Мы видим, что Александр является причиной страданий своих воинов, которые устали в бесконечной погоне за чем-то призрачным, не имеющим для них ценности. И мы понимаем, что правы были скорее они, чем он, потому что его притязания на облагораживание варварских народов в конечном итоге потерпели крах – они ввергли массы людей в многолетние войны, которые начались после его смерти. Но Александр – красивая личность. Он великодушен, бесстрашен, целеустремлен, он умеет любить. Он жаждет сделать человечество счастливым. Он делится с Гефестионом своими мечтами привнести в варварские народы греческую культуру, научить чужеземцев читать, петь. Он говорит другу, что цель его походов – объединить людей, проживающих от Египта до самого дальнего океана, в единый процветающий народ.

7. Александр сам обеспечил критическую ситуацию и для себя, и для многих других людей. Формально он выходит из нее проигравшим – его убивают в расцвете лет. Но умер ли он? На этот вопрос отвечает Птолемей, провозглашающий, что Александр на самом деле жив, потому что его имя переживет века. Птолемей говорит об Александре, что он был богом, величайшим из людей, что он, подобно Прометею, нес людям свет преобразований. По словам Птолемея, провал Александра в его попытке завоевания народов с легкостью затмил успехи многих других людей. Зритель вдохновляется этим пафосом. Но полезна ли для него идея: «Максимально расширяй пространство своих завоеваний – и твое имя переживет века»?
Аннотация фильма "Александр"Куратор О.В. (http://www.curator.tv)
Купить постер к фильму "Александр"      Купить DVD к фильму "Александр"

Отзывы к фильму

Как бесплатно скачать видео фильм "Александр"Скачать фильм "Александр"
Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс