6 августа 1945 года на Хиросиму была сброшена атомная бомба. Она взорвалась примерно в 600 метрах над поверхностью со взрывным эквивалентом примерно 20 килотонн тротила. Значительная часть города была разрушена, взрывом было убито 70000 человек, еще 60000 умерли от лучевой болезни, ожогов и ранений. Радиус зоны полного разрушения составлял примерно 1,6 километра, а пожары возникли на площади в 11,4 квадратных километра. 90 % зданий Хиросимы было либо повреждено, либо полностью уничтожено. За первые полгода после бомбардировки умерли 140000 человек. (с) Википедия
А в 1959 году, через 14 лет после бомбардировки, режиссер Ален Рене, до этого работавший в жанре документального кино, снимает свой первый игровой фильм «Хиросима, любовь моя». Годом ранее Рене уже предпринимал попытку снять небольшую документальную ленту об этом городе. Собственно, из этой «попытки» и родился фильм Hirosima mon amoir.
Главная тема здесь — это, конечно, любовь, а точнее осмысление любви настоящей через любовь уже случившуюся: героиня Эммануэль Ривы (прекрасная актерская работа), приезжает из Парижа в уже восстановленную к началу шестидесятых годов Хиросиму на съемки космополитического фильма о мире и «дружбе народов». И, совершенно неожиданно для себя, встречает любовь в лице бывшего солдата — японца (ныне — архитектора).
А дальше начинается бегство: из настоящего — в прошлое, из вне — вглубь, от любви — к памяти. Роман на одну ночь вдруг перерастает в большое, глубокое, но — приносящее боль чувство. Боль, потому что существует жизнь «до», а стереть и забыть ее невозможно. Она рассказывает историю, историю своей первой любви: ей — 18, ему — 23, она — француженка, он — немец. Только это — война и он — оккупант. Она боится забыть хоть что-то из прошлого, и кажется — вот только тогда она и жила, и имя ей — Невер (она родом из Невера и корни ее — там).
А он — Хиросима, женат (да и она теперь замужем), но о мужьях/женах помимо их фактического присутствия — ни слова.
- Ты ничего не видела в Хиросиме, — говорит он ей.
Но нет — она знает. Внутри у нее своя Хиросима, внутри — так же все выжжено, взорвано, разграблено. А кем, чем? Войной. А после… Безумие, позор, подвал, попытка жить, попытка понять и принять эту жизнь. Свою историю она рассказывает только ему — больше не знает никто.
Рене использовал три пласта изображения — сейчас и тогда плюс документальная хроника. Время действия ограничивается двумя сутками, но в них — вся прожитая героиней жизнь.
Это кино еще и яркий антивоенный крик. Оригинальный и глубокий. Конечно, эта тема уже перетерта, но все же скажу: не надо ядерных бомб, не надо войн. Уничтожение, горе, страдание. Не надо.
Немецкая писательницы Криста Вольф сказала: «Люблю книги, которые нельзя пересказать… которые вообще ни к чему нельзя свести, кроме как к ним самим». Этот фильм можно свести только к этому фильму. Пересказывать — нельзя. Надо смотреть, смотреть, смотреть, смотреть. |