Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

НОВОСТИ КИНО



05.02.09

Интервью с В.В.Головачевым о фильме Смерш

Василий Васильевич, как родилась история, которая легла в основу фильма
<"СМЕРШ-XXI">?

У меня появилась идея о противоборстве сил света и сил тьмы на двух
уровнях земном и астральном (или информационном). В процессе сбора и
изучения материалов идея стала обрастать некоторыми подробностями, появилась
государственная структура, которая борется за власть, появился герой и пути
его противостояния этим силам на Земле, а потом и силам другого порядка.
Книгу я начал писать еще в 1990 году, но тогда не пошло, и я занялся другими
проектами. За год-два я собрал пакет информации, который позволил мне
рассматривать несколько вариантов развития сюжета, а не зацикливаться на
одной сюжетной линии.



Вы изначально планировали цикл романов?

Нет, сначала я не предполагал, что <СМЕРШ-2> станет частью большого
цикла. Просто так получилось, что посыл, появившийся в первом романе,
оказался настолько мощным, что стало возможным написать 7 романов. Последняя
книга цикла является приквелом, своеобразным введением в <СМЕРШ-2>. Нужно
было рассказать о судьбе Горшина, о том, кто он такой, почему его исключили
из круга посвященных. Потом я не стал развивать историю, просто потому, что
она не могла быть бесконечной. К тому же у меня были и совершенно другие
идеи.



А земные события <лихих 90-х> повлияли на появление романа?

Возможно. <СМЕРШ-2> заставил меня думать не только о фантастике, но и о
человеческих судьбах и судьбе России. Так что это такая <мускулистая>,
напряженная и вдобавок романтическая история. Важно, что герою можно
следовать и сочувствовать, потому что это нормальный парень из народа, не
убийца, не предатель, не вор. То есть человек, которого действительно крупно
подставили, при этом он не собирался мстить, но жизнь заставила его защищать
себя, своих друзей, любимую девушку. А это всегда находит позитивный отклик
не только у меня, но и у читателей. В почте я нередко встречаю письма, в
которых молодые люди рассказывают, что пытаются создать некие союзы, не
обязательно <Стопкрим>. Эти союзы противостоят незаконным действиям убийц и
бандитов, стараются хотя бы на информационном уровне бороться с той тьмой,
которая наползает на нас.



Почему Вы выбрали для экранизации именно <СМЕРШ-2>?

Он четко укладывается в каноны нашего времени, несмотря на то, что
написан 15 лет назад. Работая над ним, я боялся, что тогдашние реалии
развал Союза, бандитский беспредел, финансовая пропасть, в которой многие
оказались уйдут, и роман станет не актуальным. Но я ошибался! Сейчас этот
роман актуален как никогда: срастание мафии с государством, со структурами
правопорядка в наше время только усиливается. Получается, идея была так
точно угадана и столь адекватно реализована, что она востребована и сейчас.



Но ведь мы говорим о фантастике:

Конечно, но многое из того, о чем можно говорить как о фантастических
проявлениях, вполне имеет право на реальное существование. Например,
структуры, которые воюют между собой за право обладать Землей, нашей
жемчужиной, и человечеством, поставщиком творческих идей и энергии. Вполне
возможно, в других частях Вселенной тоже идет борьба между силами Света и
Тьмы. Вмешательство этих сил за обладание абсолютной властью на Земле, как
ни странно, допустимо. Так что мои идеи можно считать фантастикой, но может
быть это прозрение?



Безусловно, для Ваших поклонников является знаком качества тот факт, что
именно Вы написали сценарий к фильму. Со сценарием не было проблем?

Если честно, первый вариант сценария написал другой автор. Я прочитал
его и ужаснулся. Он никогда бы не подошел, потому что это было не мое
видение мира, а как будто новое, совсем другое, произведение. Поэтому я сам
взялся за работу и написал несколько вариантов сценария, пока не был принят
один, финальный.



Сценарий в точности повторяет сюжет романа?

Нет, точнее сказать, что фильм <"Смерш-ХХI"> снимался по мотивам романа
<СМЕРШ-2>. Я сохранил главную идею, но при этом внес много нового,
избавившись от некоторых сюжетных линий романа. Вы должны понимать, что
<СМЕРШ-2> невозможно уместить в рамках одного полнометражного фильма, он
объемен, и для точной экранизации потребовалось бы снимать 15 серий.
Впрочем, роман будет узнаваем, потому что активная фаза фильма, основной
экшн, очень близок к тому, что я описал в романе <СМЕРШ-2>. Все трюки в
картине поставил Владимир Орлов, который хорошо знает, как нужно ставить
бои. Все смотрится классно, по-голливудски, с размахом.



Какие сюжетные линии романа не могли не войти в сценарий фильма?

В фильме осталась линия Матвея Соболева и его любви. То есть он встречает
девушку, которая оказалась носителем знаний, хранительницей света. Он видел
ее в своих снах, видениях и вдруг встретил наяву. Все это, безусловно, не
случайно, и в фильме это есть. Сохранилась идея борьбы монарха тьмы Конкере
и Хранительницы. А вот путь Матвея, его приключения, пришлось сократить: в
фильме мы оставили лишь 3-4 эпизода, а в романе их было больше сотни. Еще
добавилась линия Полины, девушки Матвея Соболева, которая была с ним до
предательства его напарника, носящего в картине фамилию Курыло. Кстати,
просмотр фильма можно рассматривать как интересную игру. Я сам обратил на
это внимание: когда смотришь фильм, не сразу замечаешь, что было в романе, а
чего не было.



В последние годы на широкий экран выходило немало качественных зарубежных
и российских кинопроектов в фантастическом жанре. Что <"Смерш-ХХI"> сможет им
противопоставить?

У нас, как я уже говорил, очень сильный герой духовно сильный, если
хотите, не бандит, не вор, не киллер человек <из народа>, которому
хочется сочувствовать. Правда, и классных актеров хватает, и вообще сюжет
достаточно нестандартен.



На Вашем сайте я встретил фразу о том, что <Лукьяненко фильм подарили>.
Для Вас было принципиально самому продюсировать свою картину?

- Вовсе нет, так получилось. Когда были потрачены на фильм первые деньги
инвесторов, те, с кем я начинал работать, попросту умыли руки. Но деньги уже
были потрачены, нужно было искать еще часть, чтобы продолжать работу над
фильмом. Пришлось стать продюсером поневоле, хотя я не собирался становиться
ни продюсером, ни актером. Для меня это совершенно иная область применения
своих возможностей.



Кем для Вас важнее быть по отношению к фильму <"СМЕРШ-XXI">: автором
оригинального романа, автором сценария или продюсером?

Конечно, автором романа. Это же главное. Все происходит от идеи: кто ее
родил, тот и главный, независимо от того, что со временем у фильма
появляются продюсер и режиссер. Автором быть почетнее. Но при этом я не
умаляю достоинств режиссера и других специалистов, которые творят фильм.



Вы часто были на съемках картины?

Очень часто. Мне было интересно посмотреть, как снимаются бои, погони,
экшн и т.д. Не могу сказать, что все происходившее на моих глазах, оставило
восторженное впечатление, вовсе нет. Конечно, в американских фильмах все
происходит значительно масштабнее, но там и финансирование другое. Нам же
приходилось балансировать на остром лезвии - хочется обеспечить определенное
качество, но это качество нужно было финансировать. Поэтому ярких
впечатлений у меня осталось не так много. Например, время съемок одной из
сцен на мою машину едва не упал другой автомобиль, трюковой, взлетевший над
землей. К счастью, Владимир Орлов успел проехать. Вот это было да! Могли
угрохать дорогой автомобиль.



Сейчас фильм уже приобрел определенные очертания. Какая сцена Вам
показалась ударной, запоминающейся?

Сцена с заседанием Купола, где Василий Головачев играет роль одного из
<маршалов> криминального мира. Шутка. А вообще таких сцен много, в основном
экшн.



Сейчас много говорят о кризисе. Обошел ли он стороной производство
фильма? Ощутили ли Вы влияние кризиса в своей повседневной жизни?

К сожалению, кризис зацепил и нас. Сроки работы над фильмом существенно
сдвинулись. Что касается повседневной жизни я работаю таким образом,
чтобы минимизировать все потери. Пока все удается.



Откройте некоторые секреты производства фильма. Удалось ли, например,
найти интересные варианты для визуального решения образов?

Мы долго бились над визуализацией Зла. Оно должно выглядеть устрашающе и
убедительно. На мой взгляд, Зло в фильме впечатляет. А вообще работа
компьютерных графиков вызывает уважение. Фильм длится полтора часа, а
компьютерная графика от простых вещей по <стиранию> реквизита до
сложнейших видеокомпозиций занимает в нем 50 минут.



Вас удовлетворяет то, что получается?

Конечно же, нет. Спросите любого творца, доволен ли он тем, что сделал, и
он не ответит утвердительно. Вот и я никогда не бываю полностью доволен.
Часто происходит, что над романом можно еще работать и работать, доводить
его до совершенства, но я не могу себе этого позволить, потому что слишком
много идей, чтобы их высказать. Я пишу, может быть, торопливо и
экстремально, но мое творчество находит много поклонников. А философия все
равно остается. Я шел к ней долгое время, я выстрадал ее. Она живет внутри
каждого романа.



Многие Ваши поклонники живут в регионах. Стоит ли им ждать встреч с Вами
и съемочной группой в рамках премьерного тура фильма?

Не знаю, случится ли такое, все будет зависеть от решения прокатчика.
Хотя я готов выезжать в провинцию, зритель там более благодарный, нежели в
столице, где прокручиваются буквально ВСЕ фильмы. Столичный зритель может
выбирать и позволить себе зло осмеивать даже хорошие фильмы, которые, по
большому счету, он не понимает. Достаточно посмотреть блоги синефилов в
Интернете.

Назад

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс