Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

НОВОСТИ КИНО



21.09.08

«Мы недооценили активность конкурентов» Интервью с ген директором сети кинотеатров «Синема Парк»

Интервью с генеральным директором национальной сети кинотеатров «Синема Парк» Сергеем Китиным
По данным социологических исследований, среди способов проведения досуга вне дома любимым развлечением россиян остается кино. Причем столичные жители сегодня отдают предпочтение многозальным кинотеатрам, расположенным в крупных торговых центрах. В последние годы мультиплексы активно строятся и в других городах. Одной из первых это начала делать компания «Синема Парк», заявив о преимущественном развитии именно в регионах. Какие результаты принесла подобная стратегия, корреспонденту РБК daily ЕКАТЕРИНЕ ТРОФИМОВОЙ, рассказал генеральный директор «Синема Парка» СЕРГЕЙ КИТИН.

— В 2004 году «Синема Парк» заявлял о намерении за два года построить 12 кинотеатров. Но сейчас их всего девять. Почему отстаете от плана?

— Строительные риски на сегодня в России достаточно большие. Вот, например, в Новосибирске мы открыли десятизальник 1 марта 2008 года — на полтора года позже, чем предполагали. Торговый комплекс, в котором он расположен, построен в овраге. Свайное поле оказалось более крепким, чем ожидалось. Пришлось в коллектор запрятать целую речку, которая в этом месте проходила. Изначально эти трудности не были учтены проектировщиками и в итоге привели к задержке. И так практически по каждому объекту. Мы, к сожалению, не все объекты строим самостоятельно. Во многие входим или на правах аренды, или покупаем только часть здания. И в такой ситуации оказываемся заложниками обстоятельств и вынуждены мириться с отставаниями строителей. Первый этап мы собираемся закрыть в сентябре вводом трех объектов — двух в Уфе и одного в Волгограде. Но, учитывая, что ввод кинотеатров в эксплуатацию постоянно откладывается по не зависящим от нас причинам, договорились с акционерами параллельно запускать и другие объекты, не дожидаясь завершения первого этапа. Уже в этом году должны открыть еще два кинотеатра — один в Нижнем Новгороде и один на «Горбушке» в Москве. Таким образом, до конца года планируем расширить сеть до 14 объектов (117 экранов). Всего у нас сейчас порядка 20 объектов находятся в разных стадиях строительства и переговоров. В дополнение к первым 12 мультиплексам в городах-миллионниках мы построим еще 12, доведя их общее количество до 24 (примерно 190 экранов), и 12 мультиплексов мы строим в городах с населением свыше 500 тыс. человек. Таким образом, на сегодня программа развития «Синема Парка» предполагает строительство 36 мультиплексов в России до 2012 года. При этом мы уже находимся на стадии подготовки выхода за пределы России: решили построить пять мультиплексов в ключевых городах-миллионниках Украины — это Киев, Одесса, Днепропетровск.

— Сколько кинотеатров сети находятся сейчас в вашей собственности?

— 50%. На первом этапе, когда большое количество девелоперов были заинтересованы в создании кинотеатров, но понимали, что рыночная ставка аренды очень маленькая, они шли на компромиссы и позволили нам построить достаточно много объектов в собственности. Но теперь девелоперы уже осознанно строят большие объекты, изначально рассматривая их как объекты с единственным собственником. И нам все тяжелее развивать девелоперское направление, потому что земля очень дорогая, строить самостоятельно получается слишком затратно, а при вхождении в торговый комплекс с профессиональным девелопером, как правило, переговоры о продаже не ведутся, только об аренде. Так что мы не снимаем с себя задачи строить и дальше объекты в собственности, но будем смотреть, позволит ли рынок ее реализовать.

— Изначально планировалось на первом этапе потратить 107 млн долл., и они должны были окупиться не более чем за пять лет...

— На сегодняшний момент общий объем инвестиций составил порядка 126 млн долл. По объектам первой очереди, скорее всего, в пять лет мы уложились. Но сейчас есть тенденция увеличения срока окупаемости, и по тем договорам, которые подписываем сегодня, мы рассчитываем вернуть вложения за пять-восемь лет. Мы не ведем анализ каждого конкретного объекта, а оцениваем проект как сетевой продукт. Например, общая выручка за последние два года существенно изменилась за счет ввода новых объектов. В 2007 году мы заработали на кинопрокате 40 млн долл., в 2008-м будем стремиться выйти на показатели в 80 млн долл.

— По-прежнему ли компания придерживается политики, ориентированной на преимущественное развитие в регионах?

— Да. Мы наиболее активно развивающаяся в регионах сеть и видим этому реальное оправдание: наши региональные мультиплексы в Тюмени, Челябинске, Новосибирске, открытые в этом году, очень успешно работают, становятся центром культурной жизни. Например, наш тюменский мультиплекс уже принял порядка 1,15 млн зрителей. Это очень высокий показатель, особенно если учесть, что все население Тюмени — меньше миллиона.

— А почему была выбрана именно такая политика?

— Москва очень насыщена, практически у каждой станции метро находится кинотеатр. А в российских регионах разрушенная некогда система кинопроката еще не воссоздана. Зато уровень благосостояния растет, люди готовы часто ходить в кино. Игнорировать этот естественный процесс невозможно. Кстати, в определенных городах России уже происходит кризис перепроизводства в предоставлении этой услуги. Мы получили, например, по Омску, куда тоже хотели бы войти, десять предложений разных девелоперов по строительству торгового комплекса с кинотеатром. Не верю в то, что десять мультиплексов могут в Омске выжить. Если они все будут построены, разорится как минимум половина. Поэтому теперь мы очень осторожно относимся к каждому выбранному объекту. Но городов еще много, и пока мы не видим проблем с количеством возводимых объектов и их эффективностью.

— Открывая первые мультиплексы, вы заявляли, что собираетесь занять 30% рынка. Удалось?

— Очевидно, мы недооценили активность наших конкурентов в тот момент, когда выходили с этой программой. Мы даже по тендерам, которые проводились в регионах, не ощущали никакой конкуренции, потому что основные сетевые операторы тогда в регион не хотели двигаться. Но теперь каждый тендер — это сражение, в котором приходится все больше и больше прикладывать усилий для победы. На сегодня мы занимаем порядка 7% рынка и до конца года рассчитываем завоевать 9%. А общая программа и концепция развития позволяют говорить о 20% к концу 2012 года. И во многом это будет определяться политикой наших конкурентов.

— На какие деньги развивается сеть?

— На первом этапе мы привлекали кредит банка IFC. Это было решением нашего главного акционера «Проф-Медиа», который не испытывал недостатка денежных средств, но хотел привлечь в качестве партнера международный банк, который на первом этапе будет обеспечивать контроль правильности самой идеи. Руководство IFC выделило необходимых консультантов, которые рассмотрели наш бизнес-план, проверили правильность нормативных документов, практически на каждой стройке побывали. И они подтвердили банку, что все кинотеатры действительно отвечают современным требованиям. Сегодня сеть развивается за счет средств акционеров, все последующие программы были приняты именно акционерами, которые и обеспечивают финансирование.

— А нет ли у них планов по выводу сети на IPO?

— Одно из преимуществ «Синема Парка» — отсутствие бюрократических сложностей. Принятые схемы позволяют компании сосредоточиться на выполнении своей задачи, не втягиваясь в дискуссию по обоснованности того или иного шага. Акционер на первом этапе взял все риски на себя, мы активно развиваемся и, если потребуется, будем готовы проводить любые публичные размещения, потому что изначально аудируемся по МСФО. Мы сертифицируем свои кинотеатры по ISO 9001-2001, что тоже является гарантом качества процесса управления этими мультиплексами и их операционной деятельностью. Так что, наверное, мы даже более чем любая другая сеть подготовлены к такому решению акционеров, если оно когда-нибудь состоится.

— Какова структура заработка российских кинотеатров?

— Основной доход, безусловно, приносит кинопрокат. 30% мы получаем от наших баров и порядка 2—3% дает реклама перед показом фильмов, в фойе и т.д. На Западе кинотеатры получают на рекламе до 10% выручки. Но в России рынок кинопроката с точки зрения размещения рекламы считается непрозрачным. И мы как раз хотим изменить эту ситуацию.

— А сама по себе какова рентабельность кинобизнеса в России, какова перспектива его развития?

— Рентабельность выше, чем на Западе, в силу того что рынок растет. EBITDA margin может достигать 18—20%, это очень хороший показатель. Но пока по количеству экранов на 100 тыс. зрителей мы отстаем от европейских стран в два-три раза по городам-миллионникам. Это означает, что в ближайшие пять лет рынок однозначно будет развиваться.

— Пару лет назад голливудские мейджоры, в частности Warner Bros., проявляли интерес к покупке российских киносетей. Велись переговоры и с «Синема Парком». Почему не сложилось?

— Тогда они решали, куда идти: в Россию или в Китай. В итоге пошли в Китай. Мне кажется, это доказательство того, что Россия профессионально с данной точки зрения развивается. Ведь развитие кинопроката для мейджоров означает создание бизнес-единиц — кинотеатров. И если бы они считали, что кинопрокат плохо развивается в России, безусловно, они бы вошли сюда и занялись этим бизнесом. С другой стороны, они всегда рассматривали только варианты покупки, потому что понимают, что создавать здесь сети с нуля очень сложно, проще купить. В настоящее время для нас более важна стратегия развития сети кинотеатров, и мы не рассматриваем предложения о продаже.

http://www.rbcdaily.ru/

Назад

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс